Подготовленные кадры для Южного Урала: как в регионе реализуют программу «Профессионалитет»
Челябинская область продолжает комплексно развивать сферу образования. На пленарном заседании Южно-Уральского педагогического собрания губернатор Алексей Текслер рассказал о ряде новых мер поддержки студентов и педагогов. Так, в 2025 году по программе «Профессионалитет» создадут еще четыре кластера для подготовки востребованных специалистов, в рамках «Педагогического профессионалитета» планируется студентам, решившим работать на селе, предоставлять выплаты на жилье или автомобиль, а призерам всероссийских школьных олимпиад, которые останутся учиться в местных вузах, начнут выплачивать премии.
Кластеры программы «Профессионалитет» востребованы в Челябинской области. Основной упор делается на средние специальные учебные заведения – колледжи и техникумы. В Челябинской области более 60 средних специальных учебных заведений, в которых обучаются свыше 80 тыс. студентов. Программа «Профессионалитет» включает 13 образовательных центров, кластеров, которые созданы в разных по величине городах Челябинской области. В 2025 году планируется создание еще четырех образовательных центров. Общая численность обучающихся по этим кластерам составляет около 10–15% от всех обучающихся по программам ссуза. Пока это не доминирующее направление подготовки. Дело в том, что только в 2022 году начали реализовывать эту программу, она продлится до 2030-го по указу президента.
«Профессионалитет» строится таким образом, чтобы значительно увеличить время на работу в мастерских, лабораториях в средних специальных учебных заведениях, которые должны быть оснащены по современным требованиям. Более 50% учебного времени отдается этой работе и производственной практике. К работе образовательных кластеров подключаются промышленные предприятия Челябинской области, которые также вкладывают средства в развитие кластеров. Губернатор Алексей Текслер заявил, что инвестиции составят около 2 млрд рублей.
Для студентов программа «Профессионалитет» интересна тем, что, обучаясь в колледже или техникуме, они уже знают, где будут работать, и знают, какую зарплату будут получать, в отличие от вузовских учебных программ, когда выпускники поступают на бюджет или учатся за свои деньги по разным направлениям подготовки, но потом чаще всего выходят на свободный рынок труда и ищут сами рабочее место. Студенты, обучающиеся по программе «Профессионалитет», уже фактически трудоустроены.
Открытие «губернаторских инженерных классов» решает задачу более ранней профессиональной ориентации школьников. Об этом много говорили, но не так много делали. Сейчас как раз произошел качественный поворот в решении этой проблемы. По данным Минобразования Челябинской области, в 2024 году более 70% выпускников 9-х классов для продолжения образования выбрали челябинские колледжи и техникумы.