Под риском сокращения рабочих мест сейчас торговые отрасли и турбизнес
С учетом прогноза Центра стратегических разработок (ЦСР) по поводу потенциального сокращения рабочих мест в российской экономике под риском оказывается достаточное количество регионов. В какой-то мере, на мой взгляд, это коснется всех. В первую очередь это те территории, бизнес которых так или иначе подпадает под санкционные ограничения: по сути, вся металлургия, все машиностроение и другие отрасли. Единственные, кто как-то выбивается из тренда, – это агропроизводства, которые будут все время востребованы, и определенные экспортные отрасли (в силу того что в производстве жидких углеводородов у нас занято не так много людей). Если в этих регионах будет сокращение рабочих мест, то оно окажется не слишком выраженным. А вот в сферах, связанных с комплектующими для автопроизводства и производства сельскохозяйственной техники, все наоборот. Там, где производство так или иначе включается в достаточно сложные цепочки поставок и логистики, риск довольно высок. В наибольшей степени это касается тех регионов, где есть ярко выраженная концентрация обрабатывающих производств, потому что обработка тоже существенно потеряет в рабочих местах, больше, чем в добыче.
Кроме того, под риском сокращения рабочих мест остаются торговые отрасли и туристический бизнес. Какие-то сокращения будут происходить и в авиационном транспорте, возможно, не такие значимые, потому что летный состав все равно сохранят. Но тем не менее снижение интенсивности полетов и перевозок неизбежно. А вот на железной дороге, напротив, возможен прирост.
Понятно, что сейчас должна будет существенно меняться политика занятости. Но еще не слишком очевидна вероятность прогноза ЦСР относительно роста безработицы. Молчаливо эти прогнозы исходят из того, что до конца года ничего принципиально не изменится, никакого урегулирования острой фазы геополитического кризиса не произойдет. Можем мы сказать, что прогноз именно по этому фактору должен сбыться? Не уверен. Тут могут быть разные обстоятельства, которые отчасти способны снизить эти оценки. С другой стороны, есть достаточно высокая вероятность, что цифры могут оказаться и выше планки ЦСР, поскольку реальные оценки роста безработицы, исходя из продолжительности кризиса, пока не особо понятны. Строго говоря, мы можем сколько угодно продавать газ за рубли, но никто нам не будет поставлять компоненты за рубли. Здесь пока сохраняется крайняя степень неопределенности. Поэтому вся политика занятости сейчас находится в подвешенном состоянии. Например, оценки того, сколько может быть потрачено на борьбу с безработицей, в течение месяца сильно менялись: от 160 млрд рублей до почти 400 млрд. Где находится разумный предел этих расходов, пока непонятно.
Не особо ясно выглядит и картина с направлениями этой политики. Во-первых, понятно, что можно повышать до максимума пособия по безработице. Есть сценарий, по которому предполагается на полгода повышать всем, а потом только тем, кто проходит курсы повышения квалификации, получает новую профессию. Но сразу возникает вопрос: а если он решил поступить в вуз и вместо квалифицированного рабочего стать инженером, сколько лет платить? Такого рода нюансов огромное количество, поэтому общая сумма весьма и весьма гуляет. По оценкам Института исследований и экспертизы ВЭБ.РФ, на три ближайших года на социальную поддержку населения потребуется не менее 4,9 трлн. рублей, примерно треть этой суммы должна идти на поддержку занятости, профессиональную переподготовку кадров и тому подобное.
Во-вторых, направлением кадровой политики может быть организация общественных работ. Да, она может оказаться подходящей для определенных регионов, но в целом как системная мера вряд ли даст существенный эффект. А вот поддержка самозанятых и социальные контракты окажутся вполне подходящим вариантом поддержки. Но в любом случае потребуются масштабные вложения для того, чтобы люди были мотивированы повышать квалификацию, получать новые профессии и образовательные навыки. Эту систему придется создавать. Если завтра все начнут переобучаться, служба занятости вряд ли справится, образовательных ресурсов с учетом обозначенного прогноза ЦСР не хватит.
Здесь многое зависит от того, куда качнется маятник политического выбора: что мы будем развивать и на что будут потрачены деньги? На мой взгляд, стоило бы немедленно купировать повышение пособия по безработице и выстраивать систему постоянного образования взрослых, которая позволяет повышать квалификацию. Это необходимо для той структурной перестройки, в которую мы втягиваемся. Без ресурса рабочей силы мы можем сколько угодно делать любые широковещательные заявления, но они ничем не обернутся. Еще до кризиса различные исследования показывали: у нас примерно половина занятой рабочей силы не соответствует требованиям, которые предъявляются новым технологическим укладом.