Почему тема развития макрорегионов России так и не «взлетела»
Вице-премьеры определили главные проблемы каждого региона. Изучив субъекты, они сформулировали как системные, так и локальные решения, от борьбы с опустыниванием до снижения теневой занятости, пишет РБК.
Появление в этом году института кураторства вице-премьеров над федеральными округами с точки зрения достижения национальных целей развития — явление, безусловно, позитивное. Однако появившийся в СМИ материал с перечнем проблем в разрезе федеральных округов и регионов и предложений по их решению вызывает некоторые вопросы. Telegram-канал, первым опубликовавший этот материал, известен как достаточно надежный источник информации, поэтому в ее подлинности сомнений нет. Однако либо перед нами некая черновая версия свода «предложений с мест», которая впоследствии будет доработана, либо деятельность по выявлению ключевых проблем регионов требует донастройки по целому ряду причин.
Во-первых, бросается в глаза совершенно разноплановый характер вопросов и проблем от региона к региону. По ряду субъектов действительно поставлены комплексные вопросы стратегического характера: решение системных проблем базовых для региональной экономики отраслевых комплексов, развитие транспортных узлов, преодоление специфичных для разных регионов негативных тенденций. Таких регионов, к сожалению, не большинство. Но во многих регионах указывается или на решение организационных вопросов, уровень которых явно ниже вице-премьера, или на необходимость корректировки отдельных подзаконных актов или даже проектной документации. «Хотелки» некоторых регионов явно проработаны в недостаточной степени: Свердловская область, например, где активно развивается ключевой полюс роста на Урале (Екатеринбургская агломерация), явно имеет другие системные задачи, кроме развития практики применения офсетных контрактов. А задачи развития Новосибирской области явно не сводятся к определению развития модели городской железной дороги, что вообще не уровень вице-премьера. Тот же Красноярский край при подготовке этого материала, видимо, пошел более прямым и конкретным путем: нужно 89 млрд рублей на метрополитен, нужно включить три города в федеральный проект «Чистый воздух».
В целом очевидно, что тема развития макрорегионов России, поднятая в принятой еще при предыдущем правительстве Стратегии пространственного развития, пока так и не «взлетела». Новых системных механизмов развития федеральных округов и макрорегионов так и не появилось, за исключением уже давно запущенных и развивающихся механизмов развития Дальнего Востока и Арктики. Пока такие механизмы не появятся, пока не будет проанализирован ход реализации стратегий развития федеральных округов в предыдущее десятилетие и не разработаны новые стратегии, четко увязанные со стратегией страны и обеспеченные ресурсами, всегда будет риск, что регионы так и будут сваливаться в отдельные «хотелки», не увязанные в единую стратегию.