Почему особые экономические зоны стали головной болью для инвесторов и власти
Абсолютно согласен с оценкой Счетной палаты, которая ставит под сомнение эффективность создания особых экономических зон (ОЭЗ). Аналогичную точку зрения в прошлом году представляло и Министерство экономического развития, у него, кстати, сохраняются еще поручения правительства (я думаю, они будут исполнены) о том, чтобы свести в некую систему различные стимулирующие инвестиционные режимы, коих развелось слишком много: ОЭЗ, территории опережающего развития, специальные инвестиционные контракты – СПИК 2.0, сейчас на выходе многострадальный законопроект по соглашению о поощрении и защите капиталовложений. У нас слишком много разных систем, а их эффективность абсолютно не очевидна. И ОЭЗ – это только капля в море, потому что ровно такие же претензии можно предъявить к территориям опережающего развития, индустриальным паркам и так далее.
Причин тут, конечно, много. Но есть и несколько базовых. Во-первых, общая вещь, которая смущает инвесторов, – это очень часто невыполнение государством, особенно местными властями, своих обязательств по созданию соответствующей инфраструктуры. Это проблема инженерных коммуникаций, подключения к энергетическим сетям. Зачем заходить инвестору, когда не отлажен общий регулятивный режим? Как только он зашел на площадку, возникает огромная головная боль по поводу того, как там подключаться к коммунальным системам, водоснабжению. И проблема эта до сих пор решена очень плохо.
Вторая базовая причина – отсутствие у инвесторов мотивации со стороны льгот, а у регионов – возможности эти льготы своевременно предоставить. Стандартная ситуация: регион создает ОЭЗ, находится инвестор, желающий реализовывать некий проект, а ему говорят, что льготу сейчас предоставить не могут, а предоставят ее когда-нибудь потом. Ну и как должен на это реагировать инвестор? Наверное, сначала надо навести порядок в региональных финансах. Но если регионы и предоставляют льготы, то очень часто натыкаются на проблемы ухудшения расходной части своих бюджетов. Приходится обращаться за поддержкой и помощью к федеральному центру. Нельзя сказать, что федеральный центр бросает всех на произвол судьбы, он все-таки оказывает такую поддержку, но возникают разрывы во времени, и это тоже региональным финансистам прибавляет головной боли. То есть когда-то трансферт придет, но когда? В прошлом году все-таки более-менее начали наводить порядок с точки зрения возвращения к авансовым платежам в рамках трансфертов. А ведь раньше было так, что вначале надо было построить, а уж потом эти услуги оплачивались.
Таким образом, главные причины сложившейся ситуации следующие: очень часто отсутствие выполнения обязательств по инфраструктуре у региональных властей; напряженность, которая возникает по поводу предоставления льгот в расходной части региональных бюджетов и разрывы по времени получения федеральных трансфертов; огромное количество разных стимулирующих режимов, которые очень часто запутывают и региональных финансистов, и инвесторов – каким именно инструментом пользоваться, что выгоднее. И последнее обстоятельство становится сейчас достаточно существенным. Множественность вариантов очень часто играет злую шутку, потому что запутывает инвесторов и приводит к огромным трудовым затратам.