По успешности реализации моделей соцподдержки Кремль будет оценивать региональные власти
Российская экономика переживает парадоксальную фазу: инфляция достигла 10,11%, ставка ЦБ застыла на рекордных 21%, а прогнозы обещают сохранение высоких темпов роста цен минимум до осени. В этих условиях очевидно, что именно региональные власти вынуждены смягчать социальные последствия инфляции.
Инфляция для наименее обеспеченных слоев населения, по данным Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования, достигла 16% — в полтора раза выше среднего показателя. Продовольственные цены выросли на 11,93% в годовом выражении, а стоимость плодоовощной продукции подскочила на 16,28%. Показательный пример — огурцы подорожали до 370 рублей за килограмм (+30% за год), а помидоры — до 400 рублей (рост в два раза). В некоторых регионах овощи по стоимости сравнялись с мясом.
Ключевые инфляционные триггеры:
- Чрезмерное бюджетное финансирование предприятий, особенно в оборонном секторе
- Рекордно низкая безработица (2,3%), вынуждающая работодателей повышать зарплаты
- Сокращение сбора зерна в 2024 году на 15% (до 126 млн. тонн)
- Санкционные ограничения и усложнение логистических цепочек
Наиболее уязвимыми перед инфляцией оказались:
- Пенсионеры, чьи реальные доходы существенно снизились за последние два года
- Работники бюджетной сферы с относительно медленным ростом доходов
- Жители аграрных регионов и малых городов, где продовольственная инфляция ощущается острее
- Малообеспеченные семьи, тратящие значительную часть бюджета на базовые товары
С 1 июля ожидается повышение коммунальных тарифов на 12% (газ — на 10,33%, электричество — на 12,6%), что увеличит расходы средней семьи минимум на 660-720 рублей в месяц. Для малообеспеченных домохозяйств это может составить 9-10% месячного дохода.
Региональные власти не могут влиять на ключевые инфляционные факторы, но способны выступать буфером между инфляционной волной и уязвимыми категориями граждан. Приоритетные направления региональной поддержки:
- Адресная продовольственная помощь — субсидирование приобретения базовых продуктов для малообеспеченных категорий.
- Компенсация роста коммунальных платежей — особенно для семей, где эти расходы превышают критический порог в 8% дохода.
- Поддержка лекарственного обеспечения — субсидирование жизненно важных препаратов для пожилых и хронически больных.
- Стимулирование местного сельхозпроизводства — как механизм сдерживания продовольственных цен через расширение предложения.
Регионы также осваивают временные ценовые соглашения с бизнесом. ФАС указывает, что такие меры целесообразны на всех этапах товаропроизводящей цепи. Однако исторический опыт показывает, что административное регулирование цен часто ведет к дефициту и теневым схемам.
Если устойчивое снижение инфляции, как прогнозируется, начнется лишь во втором полугодии 2025 года, региональные программы социальной поддержки должны быть рассчитаны на долгосрочную перспективу.
В мире повышенной инфляции региональная социальная политика становится не просто желательным, но необходимым элементом экономической и политической стабильности. К прежним ценам в новом мире уже не вернется ничего. Поэтому регионам придется не только смягчать текущий инфляционный удар, но и выстраивать новую архитектуру социальной защиты, соответствующую реалиям высокоинфляционной экономики. И по успешности реализации региональных моделей поддержки во многом Кремль будет оценивать региональные власти.