Плебисцит по поправкам в Конституцию РФ зависит от динамики массовых настроений
Степень прогнозируемости даты проведения плебисцита по поправкам в Конституцию РФ снизилась, в том числе и для власти. Это заметно по ее действиям и по слухам, которые просачиваются. В среднем раз в две недели появляется новая информация о примерных датах голосования, при этом она вся соответствует действительности. Можно отталкиваться только от двух констант. Первая: президент РФ Владимир Путин намерен провести плебисцит по поправкам в Конституцию, от этой идеи никто отказываться не намерен – это факт. Вторая: власть не хочет и не может совмещать плебисцит по Конституции и единый день голосования (ЕДГ), потому что это разные юридические процедуры. По состоянию на 14 мая можно утверждать, что плебисцит состоится, но точно не в один день с ЕДГ.
Что касается сроков проведения, то все зависит от двух параметров. Во-первых, от эпидемиологической ситуации. Если она будет ухудшаться, то власть, как бы она этого ни хотела, не решится провести плебисцит, потому что самое плохое для нее, что может произойти, – это падения людей на улицах, как во время чумы. Но ситуация может быть скрашена информационной кампанией с выпячиванием позитивных итогов мероприятий по борьбе с вирусом. Во-вторых, сроки зависят от динамики массовых настроений. Отношение к власти в результате ее действий, а вернее, бездействия в условиях вирусных ограничений ухудшилось, поэтому необходимо какими-то поступками повысить уровень социального оптимизма и рейтинги власти. Этим власть уже начала заниматься, учитывая авансы Владимира Путина, которые он выдал населению 11 мая. Наверное, это не последний пакет мер по поддержке россиян. Если власть продолжит это делать, это будет значить, что есть намерение провести плебисцит в конце июня или начале июля. Но все может измениться. Поэтому говорить сейчас о датах слишком сложно – чересчур много переменных. Власть определится за несколько недель до дня, когда будет проводиться плебисцит, и косвенным признаком того, что она определилась окончательно, будет нарастание социальной риторики и возможных социальных авансов.
Изначально установка была на то, чтобы достичь результата любой ценой, а наиболее дешевая для власти цена – это как раз электронное голосование, как показала практика московских выборов прошлого года. Поэтому вполне может быть, что электронное голосование будет применяться активно, причем даже не совсем в тех формах, о которых сейчас говорят, а в еще гораздо более упрощенных. Опять же, все еще будет зависеть от динамики массовых общественных настроений. Чем менее позитивными для власти будут общественные настроения, тем более масштабным и свободным с точки зрения правового регулирования и возможности как-то за ним наблюдать будет электронное голосование.