«Платон»-2: преимущества и риски
Региональные власти предлагают ввести плату за проезд не только по федеральным, но и по региональным дорогам. Депутаты Краснодарского края объясняют необходимость запуска аналоговой системы тем, что после запуска «Платона» грузоперевозчики в целях экономии стали пользоваться бесплатной региональной и межмуниципальной сетью.
Очевидно, что в регионах не хватает денег на ремонт дорог. Даже система «Платон», которая работает на федеральных трассах, не выделяет в полном объеме средств, необходимых на ремонт региональных и муниципальных трас. Сейчас эта система перечисляет деньги в регионы, но получается, что они направляются их на решение более острых задач. Прежде всего, это ремонт мостов, на которые у регионов денег просто нет.
Очевидно, что развитие системы платных дорог — тема актуальная, но я не считаю, что в ближайшем времени не стоит внедрять аналогичную систему по сбору платежей с водителей грузовиков. Для начала нужно внимательно проанализировать, как система «Платон» работает на федеральном уровне, учесть все выгоды и понаблюдать, как в каждом регионе работают с дорожными проблемами.
Важно знать: действительно ли настолько серьезно изношены дороги в субъектах? Поскольку один из аргументов чиновников, заявивших о необходимости введения аналога «Платона» в регионы, состоит в том, что грузовой транспорт, который раньше передвигался преимущественно по федеральным трассам, стал активнее использовать обходные маршруты через региональные дороги.
Если говорить, например, о Псковской области, то здесь грузовиков на региональных трассах не прибавилось, они выбирают традиционные маршруты, по которыми передвигались раньше. И это с учетом того, что область находится на границе с Эстонией, Латвией и Белоруссией, то есть регион транзитный, через область всегда едет много грузовиков.
Надо отметить, что в Псковской области есть еще региональные платные дороги. Они были задолго до того, как появилась система «Платон». За проезд по ним платят автомобили, незарегистрированные на территории Псковской области. Плата очень большая, поскольку призвана стать ограничительной мерой, которая защитит от транзитного потока, разрушающего дорожные сети региона.
Этот успешный опыт, конечно, не говорит о том, что нужно вводить плату за проезд на региональных трассах в каждом регионе. Очень важно при принятии подобных решений учесть и мнение автомобильного сообщества, грузовых перевозчиков, которые платят деньги. Также надо понимать, кто в конечном итоге заплатит за региональный «Платон».
Если региональные дороги используются для работы местного бизнеса и жителей, то система станет дороже для местных жителей. Например, хлеб, который в грузовой машине в деревню к бабушкам доставили по региональной трассе, будет стоить дороже. То есть дополнительные платы за перевозки будут увеличивать стоимость товара.
Я считаю, так как жители платят и транспортный налог у себя в регионе, можно не устанавливать систему, аналогичную системе «Платон», а просто ввести транспортный налог для грузовиков, и получить те же деньги. Таким образом не нужно будет дополнительно тратиться на установку рамок и другого дорогостоящего оборудования. Если же эта мера для того, чтобы пресечь движение транзита, то можно задуматься о системе платных дорог, как в Псковской области. Здесь очень важно защитить местное население и местный бизнес от разрушения региональных дорог большегрузами.