Перспективы «Почты России»: бизнес или госсектор?
Министерство здравоохранения России не готово поддержать идею продажи медикаментов в почтовых отделениях. Ведомство может согласиться лишь на доставку лекарственных препаратов почтой. Напомним, «Почта России» начала продавать пиво в 3,2 тысячи своих отделений по всей стране, в основном сельских.
Следует отметить, что в международной практике все почтовые отделения не являются рентабельными сами по себе. Это обусловлено целым рядом причин. Во-первых, это связано с развитием современных каналов коммуникации, письма как таковые уже не отправляются. Во-вторых, охват «Почты России» гораздо шире, чем концентрация населения в стране, в результате ряд отделений становятся нерентабельными, особенно те, что находятся в некрупных агломерациях. Третьим важным фактором является то, что фактически почта – это государственная функция, ее необходимо содержать для того, чтобы исполнять определенные государственные обязательства, например, рассылку извещений и официальных уведомлений, потому что не у всех есть Интернет, да и по закону это необходимо. Во всех странах для того, чтобы повысить рентабельность почтовых отделений, туда «пристегивают» дополнительные услуги. Так происходит практически везде, где есть попытка выйти на окупаемость в целом всего сектора. Можно взять пример Японии, он нам достаточно близок. Соответственно, государственные структуры, помимо всего прочего, активно реализуют и финансовые услуги, увеличивая рентабельность и обеспечивая заработные платы сотрудников почты и отделений в целом. Возникает вопрос: насколько этично продавать кредиты в отделениях почты?
Что касается продажи лекарств, идея выглядит вполне логично. Другое дело, что обеспечение ассортимента непосредственно в центрах потребует определенных усилий. Плюс ко всему это лицензируемая деятельность. То есть в отделениях почты необходимо наличие особого сотрудника, который мог бы консультировать покупателей, он должен обладать определенной подготовкой. В отличие от продажи продукции повседневного спроса, тут необходимы специфические знания, связанные с работой с лекарственными препаратами, их хранением, обеспечением объемов. Это важная составляющая. Поэтому, например, банковский сегмент в почту встроить сравнительно несложно. Для этого тоже необходимы специалисты, но нет дополнительных требований, как к аптекам.
Аптечные структуры в целом не такие рентабельные, как банки. Их окупаемость на рынке оценивается по-разному и составляет порядка 3 %. Поэтому продажа лекарств особой эффективности почте тоже не добавит, но даст какие-то социальные функции.
Что касается продажи алкогольной продукции, здесь тоже есть целый ряд особенностей. Продажа данных товаров у нас серьезно ограничена и с точки зрения самой схемы реализации, и в плане продажи после определенного времени, продажи определенным категориям населения. Поэтому с данной точки зрения эти серьезные ограничения осложнят функционирование почты, что может привести к снижению полноценной работы отделения. Поэтому, например, аптечный сегмент может быть реализован, что касается алкогольного, то здесь вопрос пока открытый, тем более что есть ряд ограничительных мер. Например, у нас нельзя продавать данную продукцию непосредственно вблизи муниципальных учреждений, внутри отдельных структур. С этой точки зрения все отделения почты придется как-то переформатировать. То есть возникнут определенные сложности, так как требования к алкогольной продукции в этом плане намного жестче. С этой точки зрения их реализация будет крайне маловероятна. А вот продажа лекарственных препаратов вполне возможна. Но тут нужно понимать, что у нас разрешены с последнего времени продажи через Интернет. Доставка, особенно в отдаленные пункты, происходит по почте. С этой точки зрения можно было бы совместить функционал, то есть «Почта России» могла бы выступать в качестве не просто поставщика продукции, а серьезного игрока на этом рынке (тем более что ее сеть достаточно широка). В труднодоступных районах получить доступ к препаратам, которые продаются, например, в Москве, крайне сложно. Поэтому, на мой взгляд, возможна реализация не аптечных пунктов, а, например, каких-то точек самовывоза для интернет-сегмента. Это было бы перспективней. Конкурировать с аптеками, которые находятся в городе, несколько бессмысленно. А вот доступ к лекарственным препаратам, которые не производятся в регионе или поставляются с определенными задержками, может оказаться достаточно эффективным решением.