Пересмотр льгот в регионах – общий тренд налоговой политики государства


В нескольких субъектах сообщили о намерении скорректировать действующие пониженные ставки по региональным и местным налогам, а также сократить льготы для отдельных категорий налогоплательщиков. Это сделают в целях повышения доходов в бюджет. В частности, о таких планах заявили власти Ярославской, Ульяновской и Воронежской областей.

Вопрос налогообложения сложный. Многое зависит от того, какие именно налоги в регионах хотят сократить. Причина понятна – оптимизация бюджета. Федеральный центр настаивает, что субъекты должны своими силами собирать как можно больше налогов. В Ярославской области, например, пошли по пути увеличения местных налогов до максимальных ставок. Другие регионы тоже, наверное, еще смотрят на эффективность налоговых сборов, поскольку есть налоги, по которым льготы не работают, ими мало кто пользуется. В этом случае регионы могут отказаться от таких льгот, и на федеральном уровне именно такая тенденция и прослеживается. По крайней мере, это помогает не терять доходы. Если льгота не реализуется, а вы продолжаете зашивать ее в бюджет, то она не дает ожидаемого эффекта, поэтому от нее можно отказаться. Но дальше уже возникает эффект перераспределения. Льготы – это налоговый расход, и он все равно записывается в расходные статьи. Поэтому вы имеете возможность тратить больше или меньше. А собираемость – это уже другой вопрос.

Если первая тенденция в регионах – сокращение налоговых льгот, то другая связана с тем, что все, кто получает списание задолженности по бюджетным кредитам, обязаны всю экономию средств потратить на создание инфраструктурных проектов. Это стимулирует бизнес. И многие начинают пользоваться налоговыми льготами, чтобы создать дополнительные условия для поступления новых налогов в регион. Если условия не соблюдаются, то бизнес лишается возможности реструктуризации или списания кредитов, полученных из бюджетов. Поэтому ситуация с налогами неоднозначная. Она всегда определяется динамикой экономической активности, составом льгот, которыми пользуется бизнес, и эффективностью этих льгот. Общий тренд налоговой политики государства – пересмотр льгот. Неэффективные отменяются, эффективные продолжаются или даже увеличиваются. Для регионов есть тенденция: льготы должны предоставляться бизнесу в обмен на инвестиции. Если нет такого эффекта, то до свидания, нет никакого вычета или льготы. Поэтому для многих регионов это дополнительная боль. Делать они этого не умеют или не хотят, потому что льгота может иметь и коррупционную составляющую. Нужно учиться заниматься инвестиционным планированием и анализом эффективности.

bookmark icon

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: