Перемены после выборов: почему нужна муниципальная реформа
Парламентская избирательная кампания действительно шла в условиях пониженной явки. По всей видимости, это специально было сделано, чтобы не поднимать народ в условиях не очень ясной социально-экономической ситуации. По этой же причине те партии, которые могли бы «качнуть» протестную волну, прежде всего, в социальной и экономической сферах, а не в политической, получили ласковую просьбу не особенно упирать на экономические трудности и не особенно критиковать правительство в условиях, когда оно одно борется с последствиями санкций. Я не говорю о «Парнасе», о «Яблоке», а я говорю о «Партии пенсионеров», о КПРФ, о «Коммунистах России». Поэтому прошедшие выборы не сняли социально-экономического напряжения у населения. То есть они прошли в форме референдума о доверии к президенту. Потому что голосование было не в поддержку «Единой России», а в поддержку президента, который высказался за «Единую Россию».
Именно сейчас население ожидает хоть каких-то социально-экономических сдвигов от первого лица, которому оно, в очередной раз, полностью доверилось. В данном случае перестановка во внутриполитическом блоке подразумевает то, что эти решения хотя бы в сфере управления будут приняты и будут реализовываться. Хотелось бы сфокусироваться на одном решении, которое, по всей видимости, уже назрело. Это, прежде всего, дальнейшая реформа муниципального самоуправления. Уже сейчас совершенно ясно, что значительная часть муниципалитетов, особенно в отдаленных районах Сибири и Дальнего Востока, да и в принципе в Подмосковье и Поволжье – экономически несостоятельны, они не в состоянии прокормить даже собственный аппарат. В данном случае содержание этих муниципалитетов очень серьезным образом ложится на бюджеты регионов. На уровне регионов сейчас будет в значительной степени проводиться оптимизация системы местного самоуправления за счет снижения числа муниципалитетов и представительных органов. В данном случае, наоборот, меньше будет избираться людей, но за счет наполнения этих муниципальных органов реальной экономической составляющей.
Сейчас у нас в некоторых райцентрах, если брать отдаленные районы или даже Урал или Поволжье, нет ни больниц, ни почт, ни банков. Райцентр есть, а функции центра экономической жизни он уже утратил, потому что все это уже переехало в другие, более крупные населенные пункты. И зачем этот райцентр нужен? Для того, чтобы кормить некоторое количество бюрократов и некоторое количество депутатов местного самоуправления? Совершенно непонятно. Хотя, конечно, в значительной степени они являются там локомотивом экономической жизни, потому что как только оттуда уйдут деньги – там вообще все рухнет. Но я не думаю, что такая форма социальной помощи населению сейчас уместна, потому что, к сожалению, экономика страны нуждается в реформировании путем снижения расходов на аппарат управления, прежде всего, муниципальный.
Материал основан на выступлении автора на заседании Экспертного клуба «Регион», 26 октября 2016 г.