Передача АвтоВАЗа под контроль государства – это сохранение крупного производства


АвтоВАЗ полностью перешел под российское управление. Смена собственника – это весьма болезненный процесс, даже если процедура проводится в стабильный экономический период и для небольшого предприятия. Новый собственник – это почти всегда новая менеджерская команда, новая культура управления и производства и новые риски – от разрушения налаженных цепочек поставок до «размывания» сложившегося трудового коллектива, а значит, падения квалификации сотрудников. Все эти трудности переходного периода еще предстоит пройти АвтоВАЗу, основной собственник которого – Renault – прекратил работать в России и передал долю в 67,7% правительству Российской Федерации. Управлять этой долей будет ФГУП «НАМИ». Напомню, оставшиеся 32,3% принадлежат госкорпорации «Ростех».

Применительно к ситуации с АвтоВАЗом список рисков можно дополнить и рисками социально-политического характера. Да, 700-тысячный Тольятти с его мощной химической промышленностью некорректно называть моногородом, но значимость стабильной работы завода, на котором трудятся 34 тысячи человек, нельзя преуменьшать. Также необходимо иметь в виду, что автомобильное предприятие тесно связано с большим количеством смежных производств, многие смежники и поставщики комплектующих расположены в Самарской области.

Однако есть ряд обстоятельств, которые дают повод для оптимизма. Прежде всего стоит обратить внимание на тот факт, что нынешний кризис на АвтоВАЗе начался еще в конце прошлого года, то есть до начала широкомасштабной санкционной атаки на Россию. Федеральные и региональные власти начали разрабатывать пакет антикризисных мер для этого предприятия в марте, а в апреле его уже ввели.

Еще один существенный факт – несмотря на снижение спроса на автомобили в России этой весной, наиболее популярной у наших покупателей остается вазовская Lada Granta. Кстати, с начала мая цены на новые автомобили перестали расти. Автодилеры отмечают, что эта тенденция наиболее заметна в экономсегменте. АвтоВАЗ с момента основания и до сегодняшнего дня специализировался именно на массовом производстве и именно в этом сегменте. То есть минимальный спрос на продукцию завода сохранится, а по мере стабилизации, преодоления последствий санкционного шока и улучшения экономического положения в стране он будет только расти.

При этом предложение АвтоВАЗа пока останется прежним: с компанией Renault достигнута договоренность, что предприятие продолжит выпуск всего модельного ряда и локализует производство популярного в стране кроссовера Renault Duster в Тольятти под брендом Lada.

Наконец, факт передачи одного из системообразующих предприятий страны под фактический контроль государства свидетельствует о том, что власть управляет ситуацией на АвтоВАЗе и не готова пускать ее на самотек в условиях мирового экономического и политического кризиса. Подобные решения – это не ноу-хау, а метод сохранения крупного производства, который используется со времен Первой мировой войны.

bookmark icon

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: