Отставка Ливанова: сохранение системы с обновлением коммуникации
Президент России Владимир Путин по предложению премьер-министра Дмитрия Медведева отправил в отставку министра образования Дмитрия Ливанова. Не думаю, что занявшая этот пост Ольга Васильева сильно изменит курс Министерства образования, потому что, если мы посмотрим на предшествующую траекторию, то увидим, что все реформы, которые на данный может проводятся, начались еще в конце 90-х — начале нулевых при министре образования Владимире Филиппове, продолжились при министре Андрее Фурсенко, потом при министре Дмитрии Ливанове. Ввиду этого после ухода Ливанова не стоит ожидать, что все реформы будут свернуты или существенно изменены. Изменения от Васильевой не будут стратегическими, а скорее тактическими, то есть будет тот же курс, но сама коммуникация обновится.
Положительное влияние на систему взаимоотношений с ученым сообществом должна оказать гендерная составляющая нового министра. Женщины обычно деликатнее выстраивают связи. К тому же, она — человек, который, с одной стороны, встроен в академическое сообщество, а с другой – вполне успешно развивается по административной линии, то есть она в полном смысле этого слова знает особенности реализации реформ на местах.
Если говорить о том, почему Ливанов ушел в отставку, то не думаю, что правительство было недовольно его деятельностью. Если мы посмотрим на результаты мониторинга эффективности, то он был реализован достаточно жестко, но в итоге конструктивно. Единственный громкий скандал был связан с его запуском, когда еще экспертному сообществу не было известно обо всех механизмах, но после запуска межведомственной комиссии, когда профессиональное сообщество было допущено к принятию решений о реорганизации или развитии вуза, скандал сошел на нет.
Тоже самое можно сказать про ЕГЭ. Да, было множество негативных отзывов, однако профессиональное сообщество все же было вынуждено признать Единый государственный экзамен эффективным инструментом прогнозирования успеваемости студентов. Каждые полгода проводились исследования динамики успеваемости различных групп студентов, на всех курсах, по всем направлениям подготовки, во всех федеральных округах. В итоге пришли к выводу, что если средний балл ЕГЭ ниже 0-49 – значит студент будет учиться ниже среднего, 50-66 – будет учиться на тройки, 67-84 – хорошист, все что выше – это отлично. При этом, конечно, нельзя исключать пользу устного взаимодействия с учителем, пользу от личного общения экзаменатора и абитуриента, который выявляет все психологические особенности характера и особенности построения диалога. Но вопрос в том, что ЕГЭ формирует единое образовательное пространство. Это единственный за всю историю России стандарт, который действует на территории всей страны.
С учетом всего этого, я прихожу к выводу о том, что причина отставки Ливанова связана с выборами, то есть было принято решение о том, что необходимо заручиться поддержкой, не определившейся части голосующего сообщества в академической среде, и для этого назначили человека, во-первых, с более мягким социальным образом, во-вторых, убрали человека, который у людей вызывает явное раздражение.
Действительно, Ливанов управлял как асфальтоукладчик, не стремился к диалогу, а твердо требовал только свое, чем раздражал профессуру и академиков. В этом смысле решение о замене вполне своевременное.