Отмена QR-кодов во Владимирской области – это попытка нового губернатора понравиться жителям
Решение об отмене введения QR-кодов во Владимирской области сложно назвать неожиданным: логика предыдущих попыток введения кодов в регионе предполагала именно такое развитие событий. Предыдущий губернатор Владимир Сипягин пытался еще летом ввести QR-коды, но наткнулся на достаточно организованное, сплоченное и аргументированное сопротивление бизнеса – гостиничного, туристического, общепита и так далее. Новый врио губернатора находится сейчас в относительно слабой позиции, ему, видимо, не с руки в данный момент махать шашкой, принимая жесткие и непопулярные решения, даже в отношении незначительного сегмента экономики. У него пока продолжается конфетно-букетный период, он должен понравиться и до сентября попытаться набрать популярность, чтобы избраться.
Все предыдущие предупреждения Роспотребнадзора и властей носили больше «уговорческий» характер, даты введения ограничений постоянно переносились. Логика развития событий говорила о том, что все постепенно сойдет на нет. Кроме того, свою роль сыграл и неоднозначный федеральный контекст, когда на этом уровне само слово «QR-код» негласно было признано токсичным и раздражительным. Кстати, в региональных документах из всех указов вычищено слово «QR-код». Везде упоминаются ограничительные меры, справки и другие синонимы. К тому же в регионе достаточно сильны антиваксерские и ковид-диссидентские настроения, которые проявляются в разных социальных группах. Эти настроения проявляются по-разному. Региональные власти отлично понимали, что введение подобных мер сейчас будет восприниматься очень болезненно, и продемонстрировали хорошую мину при плохой игре. Они выставили это решение себе в заслугу, продемонстрировав возможность не только диалога, но и компромисса при аргументированной дискуссии.
Между тем стоит отметить, что бизнес-сообщество аргументированно отстаивало свою позицию. Они вполне логично спрашивали, зачем вводить QR-коды в ресторанах, если в общественном транспорте все ездят вообще без какой-либо дистанции. Кроме того, действия муниципальных властей во Владимире привели к серьезным проблемам на транспорте. Транспорт в городе ходит плохо, и это никак не связано с пандемией, а связано с переделом рынка, который пытаются провести местные власти. Даже те, кто не пользуется общественным транспортом, видят, что на остановках скапливается большое количество людей, сам транспорт ходит редко, пассажиры едут как сельдь в бочке, разумеется, без QR-кодов.
Во Владимирской области даже речи не шло о попытке ввести коды на транспорте, как в Казани. Он и без того работает неритмично и плохо из-за недальновидных действий властей. Этим обстоятельством очень грамотно пользовались рестораторы и отельеры, пытаясь переубедить региональные власти в необходимости вводить QR-коды в общественных местах. К тому же они напомнили, что выполнили все необходимые рекомендации: сократили число посадочных мест, организовали рассадку через одного, добились нужного уровня вакцинации сотрудников. Они также ссылались на еще одно немаловажное обстоятельство, напоминая о числе рабочих мест и людей, занятых в этих сферах. Во время первой попытки введения кодов петиция бизнеса набрала около 10 тысяч подписей, что довольно много для региона.
У нас редкая петиция набирает такое количество. Накануне второй попытки они вновь запустили петицию против введения QR-кодов. Кроме того, сообщество поддерживает региональный бизнес-омбудсмен, пытаясь убрать эмоции и вывести дискуссию в конструктивное русло.