Открытие третьей линии Московских центральных диаметров: гуманитарный и инвестиционный аспекты
Президент России Владимир Путин и мэр Москвы Сергей Собянин приняли участие в церемонии запуска пассажирского движения по маршруту Ленинградско-Казанского Московского центрального диаметра (МЦД-3).
На рубеже 2000–2010 годов транспортная система Москвы переживала тяжелейший кризис. Тогда я давал прогноз, что если тренды не будут радикально сломаны, то за 10 лет – условно говоря, с 2011 по 2021 год – Москва распадется на изолированные фрагменты территорий. Этот процесс называется «фрагментация территорий». В принципе, в истории городов такое было – последствия малоприятные. Таким образом, столица стояла перед угрозой территориальной фрагментации.
Мэром Москвы Сергеем Собяниным в этом направлении было сделано очень много. Среди самых знаменательных проектов надо отметить развитие так называемой рельсовой триады: метро, поезда «город – пригород» и трамваи. Остановимся на железнодорожном компоненте этой рельсовой триады. В принципе, диаметры обсуждались, еще когда разрабатывали генплан 1971 года. Другое дело, что это все только обсуждалось, а вот в последние годы это было сделано – причем очень прилично. Сама идея введения железной дороги в тело города и создания коридоров «город – пригород», появление городской железной дороги (БКЛ), а также интеграция с метрополитеном – очень важная и актуальная тема.
То, что теперь вместо тупиков на столичных вокзалах есть полноценные линии и куча вариантов для пересадки (а может, вообще не нужно делать пересадку), – это с гуманитарной точки зрения просто огромное дело. Речь идет о сотнях тысяч человек, которым теперь каждый день будет удобнее ездить. Также в какой-то степени это снимает нагрузку с метро. Линии, которые там проходят, максимально перегружены. Московский метрополитен имеет четкий физический предел, а спрос уже намного больше возможностей.
Подытожу. Появление альтернативы в формате железной дороги – это грандиозное событие. Первый аспект – гуманитарный: удобство для огромного количества людей, живущих в Москве и Подмосковье. Им станет легче жить, а это гигантский результат. Второй аспект – инвестиционный: развитие города. Уже на примере МЦК даже самые большие скептики убедились, что возникают новые очаги деловой активности, потому что строить, создавать рабочие места, бизнес, торговлю и так далее перспективнее там, где есть удобное транспортное сообщение. То есть такие точки города становятся более перспективными. Точно такого же развития можно ожидать и вдоль МЦД. В этом смысле Москва развивается в духе самых продвинутых мировых трендов.