Основные риски на выборах губернатора Подмосковья: низкая явка и административное давление
На пост губернатора Московской области претендуют действующий губернатор, кандидат партии «Единая Россия» Андрей Воробьев, кандидат от ЛДПР Кирилл Жигарев, кандидат от КПРФ Александр Наумов, а также Анатолий Никитин, выдвинутый от партии «Справедливая Россия — Патриоты — За правду».
Не прошёл регистрацию Борис Надеждин от партии «Гражданская инициатива».
Как известно, выборы губернатора Подмосковья являются избирательной кампанией референдумного типа. Список кандидатов определен таким образом, что ни один из них даже близко не может быть сравним с действующим губернатором. Цель — красиво (легитимно) и уверенно (хороший процент явки и процент голосования «за») переизбраться на новый срок. Достигнутый результат должен быть высоким, но в то же время он должен иметь возможность быть улучшенным на президентских выборах 2024.
Активность кандидатов на данный момент низкая, появились билборды ИКМО о выборах, их немного, но кое-где встречаются. Также представлен кандидат от СР Анатолий Никитин со слоганом «Всегда рядом» и странной мобилизационной фразой: «Проголосуй ЗА Анатолий Никитин». По правилам русского языка, конечно, надо было писать «проголосуй ЗА Анатолия НикитинА», а в целом в России принято уважительное обращение к незнакомым людям — на «Вы», и тогда призыв должен быть «Проголосуйте ЗА Анатолия Никитина». Вероятно, формалистский подход обусловлен формальностью задачи.
Возможно, рекламные кампании других кандидатов появятся позже.
Вероятная явка – 45%. В сельской местности и в ЗАТО, а также воинских частях и военных городках она может быть и 60-70%, а в таких крупных агломерациях как Красногорск или Одинцово 40-45%.
Основная тема губернаторской кампании Андрея Воробьева: позитивные изменения, происходящие в Московской области; что сделано за период губернаторства, что планируется сделать. Это традиционный консервативный месседж для переизбрания действующего губернатора лояльным большинством. А вот что хочет сказать Анатолий Никитин слоганом «Всегда рядом», трудно понять. С кем и за чем рядом? Наверное, это будет изложено в других материалах.
Основные риски избирательной кампании: низкая явка из-за уверенности всех участников избирательно процесса, что «его и так выберут»; чрезмерная бюрократизация избирательных процессов, где «у семи нянек дитя без глазу», соответственно, риски формалистского подхода исполнителей; повышенное административное давление, которое оказывается для мотивации участия в ДЭГ как можно большего количества избирателей. Внедрение инноваций — всегда не самая простая затея, и как правило, сопровождается, кроме настойчивых просьб использовать новый инструмент, позитивной мотивацией участников и конструктивными объяснениями, чего пока не видно.
Выборы губернатора Московской области в целом пройдут в штатном режиме, сюрпризов или неожиданностей здесь ждать не приходится.