Регионы ДФО намерены выпустить тестовые партии народных облигаций – как дополнительный инструмент финансирования проектов мастер-планов. Эту тему представители власти обсудили с экспертами на Восточном экономическом форуме.

Выпуск народных облигаций – это, безусловно, правильное дело. Но это не первостепенная задача, которую нужно решать финансовым органам регионов и муниципалитетов или о которой нужно задумываться руководителям регионов, мэрам городов. Это все-таки должен быть дополнительный инструмент в рамках новой долговой политики, которая появится в ближайшем будущем.

Дело в том, что до конца не отработан механизм, как муниципалитет (прежде всего он – и уже во вторую очередь регион) может выпустить государственные ценные бумаги, доступные для физических лиц, а не для профессиональных брокеров, инвесторов компаний. В этой связи есть надежда, что после того, как ключевая ставка упадет и вслед за ней снизятся ставки по депозитам в банках, освободившиеся финансовые ресурсы (которые сейчас составляют более 70 трлн рублей на счетах в коммерческих банках) будут искать новые направления вложения. И одним из них может стать предложение со стороны муниципалитетов к покупке облигаций для физических лиц.

Такой инструмент на самом деле имел и имеет хождение в Российской Федерации. Есть опыт и выпуска облигаций федерального займа – они назывались ОФЗН, то есть для населения. Есть опыт выпуска подобного рода ценных бумаг в Калининградской, Томской областях и некоторых других регионах, но он все-таки не получил массового распространения. Мне кажется, главная причина здесь очевидна: доходность по данным ценным бумагам не может быть выше других предлагаемых на рынке финансовых инструментов. Сейчас это просто депозиты в банках, в которые население несет деньги.

В этой связи народные облигации в будущем могут быть более интересны для вложения – и они в целом доступны, надежны, поскольку все-таки их выпускает муниципалитет, который вряд ли обанкротится. И они, как я сказал, доступны для широкого круга потребителей: для их покупки, в отличие от других ценных бумаг, не нужно приобретать статус квалифицированного инвестора, который широкие слои населения получить вряд ли могут, а достаточно иметь зарегистрированную подпись на «Госуслугах» и пройти несложную регистрацию на финансовой платформе, где такие облигации будут доступны для покупки. И важная их черта – они будут носить социально ориентированный характер.

То есть в целом если мы действуем в логике, которая получает распространение как ESG или зеленая экономика, социально ответственная, то народные облигации укладываются в эту линейку. С одной стороны, они привлекают деньги от населения, но в то же время нацелены на решение задач, понятных ему (в виде расходов из бюджета муниципального образования).

Есть некоторые, может быть, технически не до конца договоренные вещи, но в то же время, как я уже сказал, этот инструмент не претендует на то, чтобы стать каким-то супермассовым, он имеет, скорее, дополнительный характер. Но в части как раз городов Дальнего Востока существует задача по привлечению дополнительного финансирования, в том числе заемного, для реализации мероприятий утвержденных мастер-планов. И очевидно, что заявки по проектам, вложенным в эти мастер-планы, значительно превосходят те финансовые возможности, которые есть и у бюджетов разных уровней, и у компаний, реализующих те или иные инвестиционные проекты в этих городах. Таким образом, о том, как в рамках будущей долговой политики предстоит решать эти задачи, можно задуматься уже сейчас, в том числе отрабатывая механизм народных облигаций.

bookmark icon

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: