Опыт Ленинградской области в работе с учителями нужно масштабировать на другие «земские» проекты
Владимир Путин обсудил с членами правительства РФ реализацию программ «Земский доктор», «Земский учитель» и др. Вице-премьеры Татьяна Голикова и Дмитрий Чернышенко назвали Ленинградскую область в числе лидеров. По словам Чернышенко, в регионе сельские школы укомплектованы педагогами почти на 100% и фиксируется «0% расторгнутых договоров».
Удовлетворить потребность школ, медицинских, культурных и других социальных учреждений Ленинградской области особенно сложно. Ведь совсем рядом наша Северная столица, которая высасывает кадры из соседних регионов. Поэтому выстроить четкую систему, создать дополнительный стимул для врачей и учителей региона было особенно важно. Вообще, такие программы, как «Земский учитель» и «Земский доктор», действуют по всей стране, но именно в Ленобласти их реализация отличается особенной системностью.
С 2024 года по инициативе губернатора Александра Дрозденко финансирование этих программ строится по принципу равного софинансирования из федерального и регионального бюджетов. Рост региональной экономики дает Ленобласти дополнительную бюджетную обеспеченность, а она, в свою очередь, позволяет на каждый рубль из федерального бюджета выделять еще рубль из регионального. Также важно отметить, что поддержка, например, молодых учителей при переезде в сельскую местность выделяется последовательно, несколькими платежами, что удерживает специалиста на месте.
Но не деньгами едиными сильны кадровые программы Ленинградской области. Региональное правительство начинает работать с молодыми педагогами еще в вузе. Программы подготовки Ленинградского госуниверситета им. Пушкина в этом году решили регулярно трансформировать под запрос региона. Так рассчитывают преодолеть ситуативный дефицит учителей-предметников. Например, сейчас нужны математики – их и будут готовить в большем количестве. Для студентов это значит, что после выпуска у них точно будет работа со всеми полагающимися выплатами.
И еще одна особенность – создание мощного профессионального сообщества. Ассоциация педагогов Ленинградской области – это, пожалуй, одно из мощнейших подобных объединений. На этой базе работают наставники, товарищи по ассоциации помогают друг другу повышать квалификацию, участвовать в рейтинговых проектах. А это, кроме прочего, дает молодым педагогам дополнительные выплаты за успехи в работе, представление региона на федеральном уровне. И вообще, такое товарищество психологически тяжелее покинуть.
Так что предоставление педагогам на селе и в малых городах служебного жилья, которое обсуждал Владимир Путин с членами федерального правительства на совещании, – мера наиболее затратная, но далеко не единственная. И когда рассмотришь способ применения других инструментов командой Дрозденко, становится понятно, почему приводили Ленинградскую область в пример. Ведь чтобы использовать служебное жилье как инструмент для привлечения педагогов, важно и стопроцентное участие региона, например в обеспечении площадок под строительство необходимой инфраструктурой, и четкая организация, соблюдение последовательности реализации проекта.
Технологическую цепочку, реализуемую в Ленинградской области при работе с учителями, можно и нужно масштабировать на другие «земские» проекты.