ОНФ в регионах: союзник властей, а не федеральная дубина
ОНФ уже давно превратился в мощную политическую силу. В последнее время организации передаются все более глобальные функции. Важным фактором стал не просто мониторинг бюджетных расходов, а борьба с неэффективностью на федеральном уровне.
Что касается свободных экономических зон, следует отметить, что в большинстве случаев речь идет просто о выжженном поле, на котором ничего нет. Соответственно, передача в регионы федеральных денег на создание свободных экономических зон с учетом жесткого контроля, мне представляется перспективной. Особенно в условиях сложной экономической ситуации. Ведь особые экономические зоны – это создание экономической активности, производственной базы в регионах, а это, соответственно, подоходные налоги, которые важны для субъектов Российской Федерации; это, в том числе, и создание рабочих мест.
Предложение ОНФ является достаточно рациональным и с точки зрения экономического управления. ОНФ провела серьезный мониторинг самого процесса выделения денежных средств и доведение их до непосредственно площадок. В некоторых случаях имел место конкретный экономический интерес. Есть примеры, когда не удавалось запустить в некоторых регионах драйвера экономического роста в связи с тем, что организация делала ставку на зарабатывание денежных средств. Передать денежные средства регионам, которые кровно в этом заинтересованы, я считаю правильным решением.
Общественный контроль может стать очень важным инструментом для повышения эффективности процесса. В этом есть логика с точки зрения систем бюджетирования, тем более что на данное направление выделяются колоссальные денежные средства. Более того, в некоторых случаях заложниками расторопности становятся предприниматели, которых у нас и так не очень много, а добивать их еще неумением вводить вовремя инфраструктуру или подключать особые экономические зоны к энергосетям (что является обязанностью структур), это очень серьезная проблема. В результате предприниматели оказываются у разбитого корыта. Это очень серьезно усложняет экономическую активность в регионе, лишний раз подрывает доверие к власти на федеральном и региональном уровне. Предприниматели перестают верить в ТОРы (территории опережающего развития) и в ряд других инноваций. Поэтому речь идет также о сохранении доверия со стороны бизнеса.
Надо понимать, что основная задача ОНФ — повысить эффективность государственного управления на региональном уровне. В большинстве случаев адекватные губернаторы используют ресурсы ОНФ для того, чтобы повысить эффективность работы собственного кабмина. Субъекты РФ должны видеть в ОНФ не федеральную дубину, которая бьет всех и беспощадно, а серьезный механизм для повышения эффективности государства. Причем, на уровне министерства.
Я считаю, что ОНФ должен восприниматься как союзник. Основная задача ОНФ – заработать деньги субъекту. Неэффективное размещение госзакупок – это те деньги, которые ушли из бюджета, это та упущенная прибыль, которая могла пойти в зарплаты и социальный контур. Постепенно губернаторы к этому приходят. Ситуация по отношению к ОНФ в регионах разная. Но в любом случае, сейчас ОНФ начинает восприниматься как очень мощная ресурсная база, очень мощный партнер. Причем, как на федеральном уровне, так и на региональном уровне.
Инициатива ОНФ о передачи в регионы федеральных денег на создание свободных экономических зон – это один из таких шагов, которые фиксируют новый статус организации. Раньше она воспринималась как общественно-политическая организация, но сейчас, когда механизм заработал, — это один из самых мощных ресурсов по мониторингу, оцениванию и поддержки эффективности на различных уровнях власти.