Омск, Новосибирск и Иркутск не подготовили к отопсезону: в случае крупных аварий мэрам придется взять удар на себя


Паспорта готовности к отопительному сезону не получили почти 15% муниципальных образований Сибирского федерального округа, в том числе такие крупные города, как Омск, Иркутск и Новосибирск. Об этом сообщил на совещании об итогах подготовки и о прохождении отопительного сезона полномочный представитель президента РФ в округе Анатолий Серышев. Он подчеркнул, что в большинстве городов вхождение в отопительный период сопровождалось инцидентами на сетях и жалобами граждан, передает ТАСС.

Паспорт готовности к отопительному сезону – это, конечно, не панацея от возможных коммунальных проблем. Безусловно, это прежде всего некоторая документальная форма. Однако понятно, что за этой формой, прохождением бюрократической процедуры и итоговым получением условного документа с подобным названием стоит вполне четкая позиция регулирующих органов: надежность, мониторинг этой надежности и главное – ответственность подписантов этого паспорта, который регламентирует готовность системы отопления на территории конкретного муниципалитета.

В настоящий момент отсутствие паспорта означает, что ситуация находится в состоянии неопределенности. Примечательно, что эта ситуация сложилась в конце ноября, когда отопительный сезон уже в разгаре в региональных столицах отдельных субъектов страны, причем некоторые из них относятся к крупнейшим агломерациям, городам-миллионникам. Безусловно, в условиях суровой зимы, особенно в регионах Сибири и Дальнего Востока, это чревато негативными последствиями с точки зрения как технической – износ коммунальной инфраструктуры и потенциальные аварии, так и социальной – риски острой общественной реакции, вплоть до социального недовольства жителей. Наш человек терпим ко многим вещам, но замерзать в собственной квартире где-нибудь в Омске или Новосибирске по причине бездействия коммунальных служб, управляющих компаний или властей всех уровней он точно не готов. Тем более когда за окном ощутимый минус.

Полагаю, что причина подобного явления кроется не в каком-либо одном факторе, а в их совокупности. Здесь и износ коммунальной инфраструктуры, и низкая эффективность работы ресурсоснабжающих организаций, и недостаточное внимание контрольно-надзорных органов. Конечно, странно, что все это внезапно выяснилось в конце ноября. Примечательно, что это прецедент – раньше, как верно заметил полпред в СФО Анатолий Серышев, такого в контексте упомянутых населенных пунктов в истории еще не было.

Что касается возможных последствий для глав городов и регионов, то, безусловно, в случае крупных аварий в сфере отопления и массового недовольства жителей региональной и муниципальной власти придется принимать удары на себя. Социальное недовольство населения может иметь разные организационные формы и последствия, понятно, что это будет оказывать значительное влияние на имидж, репутацию органов власти. Несмотря на то что прямая ответственность за происходящее лежит на должностных лицах ресурсоснабжающих компаний, все равно эта тема будет бить по рейтингам глав муниципалитетов и губернаторов регионов. И если на позиции губернаторов коммунальные скандалы будут влиять опосредованно, то главы местного самоуправления подвержены в этой связи большему риску, как чиновники, которые ближе к земле. В отдельных острых конфликтных ситуациях с широким общественным резонансом и подсветкой в инфополе в отношении глав муниципалитетов могут быть сделаны оргвыводы – вплоть до увольнения. Примеров, когда действующие мэры были вынуждены подать в отставку из-за коммунальных скандалов и конфликтов, в новейшей истории России немало.

bookmark icon

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: