Офсетный контракт с Карелией доказывает, что мэрия Москвы – лидер в применении новых финансовых инструментов
Москва подписала первый в стране межрегиональный офсетный контракт с Карелией. Об этом сообщил мэр столицы Сергей Собянин в своем Telegram-канале, отмечая, что благодаря контракту наладятся стабильные поставки материала, используемого при ремонте и строительстве дорог. Из условий офсетного договора следует, что инвестор в течение трех лет создаст на территории Карелии предприятия по выпуску щебня; при этом город гарантирует закупку около 13,7 млн т продукции за 10 лет.
Офсетная форма договора, в которой есть заинтересованность как у органов власти, так и у поставщика продукции, нужна. Она предусматривает долгосрочность отношений. Смысл заключается в том, чтобы обозначить приоритеты сразу не на одно действие в поставке определенного товара, а в создании самого потока этих товаров, поставляемых на регулярной или периодической основе. Поэтому такие контракты выгодны органам власти при повторяющемся запросе на ту или иную продукцию или услугу. В этой связи, очевидно, поставка разного рода стандартизированных продуктов в виде строительных материалов, лекарственных средств или какого-то несложного оборудования может подпасть под действия подобных условий.
В рамках страны пионер по внедрению офсетных контрактов – это правительство Москвы. Ничего удивительного в том, что столица пошла на заключение соглашения с Карелией о поставке строительных материалов, которыми богата минерально-сырьевая база республики и в которых нуждается Москва, нет. Мы знаем, что традиционно из Карелии поставлялись мрамор и другие камни, а также материалы в виде щебня или гранитной крошки, которые нужны при строительных работах или благоустройстве. Республика была традиционным поставщиком для Москвы такого рода строительных материалов, поэтому оформление этого в виде офсетного контракта лишь закрепляет существующее направление.
В нашей стране, к сожалению, не так активно развиты двусторонние связи органов государственной власти или самих субъектов Российской Федерации как публично-правовых образований между собой. Такие случаи носят практически единичный характер, успешным исключением является Москва, у которой достаточно широкая сеть межрегиональных связей с использованием самых разных финансовых механизмов их обеспечения. В частности, столица много лет практикует горизонтальные субсидии, то есть субсидии, предоставляемые из бюджета Москвы бюджетам других субъектов России, не только соседствующих со столицей, но и более удаленных. Соответственно, применение новых финансовых инструментов и новаций – это традиционное поле деятельности правительства Москвы. Первый межрегиональный офсетный контракт это доказывает.
Я думаю, что заключение подобных офсетных контрактов возможно и с другими регионами, потому что у Москвы достаточно много форм взаимодействия с субъектами страны как в части потребляемой продукции из них, так и в части поставки различных товаров, производимых в Москве или тех, которые она готова передать в другие субъекты. Дело в том, что законодательство даже отстает в этих вопросах от той потребности в практических шагах, которые мы наблюдаем. Столица традиционно помогает другим регионам товарами в натуральной форме, передавая, например, избыточную технику в сфере общественного транспорта или оказывая напрямую услуги в части благоустройства других городов и территорий. Этот вопрос иногда с трудом вмещается в существующие формы экономических взаимоотношений. Я не удивлюсь, если форма офсетного контракта будет иметь практику и в других случаях. Потенциал еще не исчерпан.