Говоря о социальной сфере, важно затронуть вопросы жилья. Оно во многом воспринимается как инструмент бизнеса. И это глобальная ошибка в развитии нашего государства. Мы совершили ее в какой-то момент в начале 1990-х годов, превратив все жилье в элемент рыночных отношений. Но оно необязательно является предметом рыночных отношений, более того, в обществе в развитых демократиях жилье достаточно активно предоставляется в качестве социальной помощи, социальной поддержки. Такие программы существуют по всему миру даже в самых рыночных условиях. В этом смысле, мне кажется, одним из ключевых направлений социальной сферы должен стать радикальный пересмотр жилищной политики Российской Федерации. Мы должны развивать сегмент доступной аренды. В идеале жилье должно быть муниципальным имуществом. Тогда будут развиваться муниципалитеты, у них появятся ресурсы. Это долгосрочные деньги. Одной из форм жилищного строительства должны стать кооперативы, которые, кстати, были развиты в СССР. Мы этот пункт пропустили в постсоветский период. За счет чего строить? У нас огромное количество денег раскидывается по стране тонким слоем в виде разных выплат. Давайте проведем ревизию тех средств, которые разбрасываются по стране, и за счет этих средств будем строить муниципальное жилье. У нас есть для этого специальные структуры: Дом.РФ, Фонд развития территорий и др.

Еще один тезис, который мне кажется очень важным, – понимание развития инфраструктуры. Есть поручение Михаила Мишустина от 24 ноября текущего года о пересмотре региональных нормативов градостроительного проектирования. Нормативы создаются в целях обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека. Это записано в Градостроительном кодексе РФ. На самом деле сегмент возможностей огромный. Мы часто понимаем развитие города как строительство объектов. Но это далеко не так. Мой любимый пример. Что выгоднее: строить детские садики или выдать субсидию частным детским садам, чтобы они за счет этой субсидии приняли соответствующую часть населения? На самом деле строительство за счет бюджетных средств и внебюджетных источников – это длинный и тяжелый путь, часто тупиковый.

Строительство объектов не обеспечивает задачи социальной инфраструктуры. Она может развиваться разными путями, в том числе и через наращивание городских сервисов и услуг.

Когда мы говорим про разницу между городом и селом, то город воспринимается как большой набор сервисов и услуг, а село – это не агрохозяйственная деятельность, а просто значительно меньший объем возможностей организации жизнедеятельности человека.

Подводя итог, отмечу, что перед нами, с одной стороны, стоит острейшая задача глобальной реформы строительства жилья, и я считаю, что без этого мы не придем к решению социальных проблем. А с другой стороны, мы должны осознать, что социальная сфера – это не только объекты, а в том числе и городские сервисы, услуги, которые тоже необходимо развивать.

Из вы­ступ­ле­ния на экс­перт­ной сес­сии, ор­га­ни­зо­ван­ной Агент­ством по­ли­ти­че­ских и эко­но­ми­че­ских ком­му­ни­ка­ций во вза­и­мо­дей­ствии с «Ди­рек­ци­ей Вы­став­ки До­сти­же­ний «Рос­сия». 

bookmark icon

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: