Очень важно развивать рейтинги, подобные рейтингу эффективности управления в субъектах РФ
VII рейтинг эффективности управления в субъектах Российской Федерации в 2019 году. Этот рейтинг АПЭК стал одним из институтов экспертного сообщества, гражданского общества, но я думаю, что и государственным институтом востребованы такого рода рейтинги – они помогают оценивать работу. Я считаю, что очень важно развивать подобные рейтинги, чтобы приходить к максимально объективным выводам. Меня интересовал не столько региональный разрез, сколько методика. Использованная методика развивается, простой ее не назовешь, там огромные массивы материалов, прежде всего бюджетных. Это дело хорошее и правильное. Но мне кажется, что для увеличения валидности следует добавить несколько показателей.
Во-первых, насколько я понимаю, в данном случае фиксировалось положение, а не изменение положения. То есть динамика по сравнению с предыдущим рейтингом есть, но она не столько оценивалась, сколько необходимо. На мой взгляд, роли губернатора и регионального правительства оцениваются прежде всего первой производной, то есть тем, как меняются основные показатели. Состояние тоже имеет значение, но и изменения важны: это два больших комплекса, которые должны оцениваться.
Во-вторых, я бы добавил другие критерии, среди которых такой важный интегральный показатель, как средняя ожидаемая продолжительность жизни. Она хороша интегральностью, и здесь очень важно учитывать изменение этого критерия. Кроме того, в связи с очевидным ростом общественных обсуждений, дискуссий, важно добавить такие показатели, как уровень информационной конкурентности (чем он выше, тем более развит регион и тем сложнее осуществлять управленческую деятельность) и уровень общественной активности. Оба показателя надо отдельно проанализировать, понять, как их исчислять. Я считаю, что только на экспертный анализ все лучше не отдавать, так как экспертные оценки хороши только там, где не работают другие. У нас очень неплохие эксперты, но все-таки в России 85 регионов, все невозможно держать в голове. Поэтому лучше использовать более или менее объективные критерии, например, речь может идти о подсчете общественных инициатив членов региональной Общественной палаты либо о количестве информационных дискуссий, прошедших в регионе по тем или иным поводам и так далее. Мне кажется, эти критерии могли бы значительно осовременить ситуацию.
Еще я хочу добавить, что можно посмотреть на работу наших коллег из других стран, где имеется острая конкуренция регионов. Это прежде всего США, Германия и Китай. Они тоже составляют рейтинги, и можно проанализировать, какие они используют методики, ведь у них очень неплохо продуманные методические подходы.