Общественные палаты в регионах должны перестать быть декоративными
В России в последнее время все чаще поднимается вопрос необходимости реформирования Общественных палат в регионах. Регулярно звучит мнение, что в нынешнем виде ОП подчас не справляются со своими задачами.
На сегодняшний день для подавляющего большинства населения нашей страны Общественные палаты представляют собой абсолютно «тихий» орган, чья деятельность остаётся либо незаметной, либо ее вовсе нет. Если верховный орган — Общественная Палата Российской Федерации — ведет и освещает свою деятельность, то региональные и муниципальные палаты не ведут абсолютно никакой самостоятельной деятельности, не выдвигают общественно важных предложений и противоречат своей первоначальной цели, закрепленной в законодательстве Российской Федерации, которая гласит, что «Общественная палата — это постоянно действующий консультативный коллегиальный совещательный орган в субъектах РФ и муниципальных образований Российской Федерации, осуществляющий свою деятельность на общественных началах на основе добровольного участия в её деятельности граждан Российской Федерации». Эту ситуацию необходимо менять.
Общественная палата в полной мере должна обеспечивать взаимодействия между органами публичной власти, налаживать связи с различными общественными объединениям и в обязательном порядке вести диалог с жителями для согласования и приятия решений, принятых органами исполнительной власти. Только при таком подходе Общественные палаты, в полной мере будут отражать интересы общества и смогут стать уважаемым органом — так называемым «независимым народным рупором». В реальности же ситуация такова, что фактически население не видит никакой деятельности общественных палат. Еще чаще люди даже не понимают, кто может войти в состав этого органа, и какие существуют реальные критерии оценки эффективности их работы. В большинстве случаев в стенах региональных Общественных палат мы не услышим громких обсуждений, а членов и председателей мы не знаем ни в лицо, ни по имени. При этом, несмотря на отсутствие хоть каких-то действий, Общественные палаты имеют свое финансирование за счет государственных средств. И в большинстве своем помещения для осуществления рабочей деятельности им предоставляют местные администрации.
Вместе с этим, мы понимаем, что если подойти к делу с умом и грамотно перестроить рабочие процессы, деятельность Общественной палаты может стать не только действенным, но и необходимым инструментом в масштабах всего государства. Может послужить механизмом консолидации общества. Именно поэтому в состав Общественных палат должны входить представители таких профессий как учителя, врачи, военнослужащие и участники специальной военной операции, спортсмены и заслуженные жители городов. Встречи должны предаваться публичной огласке, депутатский корпус всех уровней должен прислушиваться к решениям, принятым членами Общественных палат. Также на Общественные палаты следует возложить обязательства по поддержке и сопровождению деятельности некоммерческих организаций и социальных движений. Ключевая задача заключается в том, чтобы этот орган из декоративного сообщества превратился в полноценную организацию, работающую во благо интересов жителей нашей страны и решающий актуальные задачи развития регионов. Для этого мы должны выстроить прямой диалог, который будет способствовать улучшению жизни населения и формированию сильного гражданского общества.