«Общественный бум»: от имитаций до влиятельных структур
Формирование общественных советов при органах власти – актуальный тренд, призванный улучшить качество обратной связи и экспертного сопровождения принимаемых управленческих решений.
Серьезный импульс созданию общественных палат и советов на федеральном, региональном и муниципальном уровнях придало принятие Федерального закона «Об основах общественного контроля в РФ»
Для федеральных структур «Открытым правительством» разработаны соответствующие методические и нормативные документы, регулирующие процесс формирования и особенности функционирования общественных советов, например, примерный перечень решений, которые федеральный орган не может принимать без согласования с общественным советом.
Федеральный закон «Об основах общественного контроля в РФ» значительно усилил роль Общественной палаты РФ в формировании и функционировании общественных советов, в этом смысле федеральный законодатель постарался, чтобы советы не превращались в «карманные» структуры, целиком зависимые от руководства соответствующих государственных органов, формировались из, действительно, независимых и заинтересованных авторитетных людей, которые имеют соответствующие компетенции.
Я оцениваю сегодняшний бум в формировании общественных структур при органах публичной власти в целом позитивно – даже если часть этих многочисленных структур по-прежнему сильно зависима – и по составу и по порядку принятия соответствующих решений от органов власти. Все равно какая-то часть общественных проблем выносится в публичное пространство и обсуждается. Члены советов имеют возможность непосредственно донести до крупных чиновников информацию о состоянии дел в соответствующей сфере, обратить внимание на проблему.
Что касается глубины влияния и принятия решений, то оно во многом зависит от того, насколько само руководство органа публичной власти заинтересовано в качественной общественной экспертизе и экспертном сопровождении своей работы, а также от того – насколько удачно был сформирован тот или иной совет в персональном отношении.
Федеральных и региональных практик в этом плане у нас – великое разнообразие, от откровенных фейков и имитаций до вполне влиятельных структур. Последние законодательные изменения усилили статус советов, придали их формированию некоторую упорядоченность, но ключевое влияние на их реальный статус оказывает общественная атмосфера в стране, а также конкретном регионе и муниципалитете – если тенденция к бюрократизации и моноцентричности власти усиливается, имитационных практик в деятельности общественных формирований становится больше.
Наконец, нельзя забывать и о том, что даже влиятельные общественные структуры не могут подменить собой такие институты как реальный парламентаризм, конкурентные выборы и значимую роль политической оппозиции.