Образ Куйвашева за 10 лет работы трансформировался из «чужака» в «своего уральского парня»
По большому счету по отношению ко всем губернаторам, у которых заканчивается очередной срок, всегда начинаются какие-то вещи в информационном поле, связанные с оценкой их работы (это информационные материалы, межэлитные разговоры, аналитические статьи и так далее). То есть нельзя сказать, что идет какая-то информационная атака, но полномочия ставятся под сомнение. Губернатор Свердловской области Евгений Куйвашев оказался не исключением: как минимум полгода разного рода ресурсы пытались активно обсуждать его уход. Учитывая, что Свердловская область – это промышленный, ресурсный регион, а экономическое положение в стране, мягко говоря, сложное, было очевидно, что какие-то интересанты захотят представить свои кандидатуры на пост главы региона (например, Свердловская область традиционно входит в сферу влияния мэра Москвы Сергея Собянина). Главным был вопрос, удастся ли неким политическим оппонентам поставить другую фигуру в Свердловскую область (предложить президенту РФ другую фигуру). Вся критика, все обсуждение на различных ресурсах были посвящены именно этому аспекту. Как мы видим, встреча с президентом РФ Владимиром Путиным расставила все точки над «i»: Куйвашев идет на новые выборы (вопрос только в том, останутся они прямыми или могут быть какие-то нюансы, тут еще ясности нет). В результате встречи президента с губернатором для московских и свердловских элит стало понятно, на кого сделана ставка.
Относительно позиций самого Куйвашева могу сказать следующее. Во-первых, за те 10 лет, что он руководит регионом, его образ достаточно эффективно трансформировался из «чужака» и «человека из Тюмени» в «своего уральского парня». Он больше не воспринимается как чужой, ушел образ неместного политика и руководителя региона. А этот маячок «свой – чужой» всегда очень важен для избирателя. Во-вторых, за эти 10 лет у Куйвашева сформировались крепкие электоральные позиции, а антирейтинг достаточно небольшой. Понятно, что если рейтинг – дело наживное, то с антирейтингом трудно работать любому действующему руководителю. В этом смысле, если говорить о прямых выборах, за оставшиеся три с половиной месяца Куйвашеву нужно будет только нарабатывать свой рейтинг, актуализировать его. Играет свою роль его харизма. Мы видим, что он достаточно харизматичный, нравится женщинам. Он воспринимается как очень порядочный, продвинутый и прогрессивный руководитель региона. Пожалуй, если эти составляющие ему удастся предъявить, актуализировать на предстоящей избирательной кампании, то все сложится в его пользу.
Если на губернаторских выборах пять лет назад звучали какие-то фамилии кандидатов, рассматривались более-менее серьезно претенденты (например, мэр Екатеринбурга, руководитель «Справедливой России»), то сейчас по большому счету никаких фамилий не звучит. Понятно, что выборы пройдут, что называется, в формате референдума и сама кампания будет референдумного типа: доверять Куйвашеву или нет. Все остальные кандидаты (кто бы ни выдвинулся) будут, скорее, статистами. Таким образом, Куйвашеву предстоит соревноваться на выборах не с личностями, политическими оппонентами, а с социально-экономической ситуацией – как она будет развиваться к сентябрю (возникнет ли напряженность, связанная с галопирующим ростом цен, обнищанием населения и тому подобным). Весь внешнеполитический контур, введение санкций и прочие факторы вызывают тревогу у населения и, конечно, сказываются на рейтингах региональной власти вообще и всех, кто идет на выборы. Тут вопрос, в какую сторону: в плюс или в минус. Вот с этой напряженностью и тревожностью и предстоит работать в ходе избирательной кампании и Куйвашеву, и другим кандидатам. То есть голосование избирателей будет по принципу «за понятного руководителя, имеющего некий план действий в сложной внешнеполитической и социально-экономической ситуации» или «за любого другого назло властям, назло текущему положению дел» (не за кого-то конкретного, какого-то оппозиционера с яркой фамилией, как, например, в 2017 году обсуждался Евгений Ройзман, а именно за любого другого). Пожалуй, это главная дилемма предстоящей избирательной кампании в Свердловской области.
Я бы не переоценивал популярность лидера местных коммунистов Александра Ивачева, несмотря на то что в прошлом избирательном цикле он выиграл выборы по одномандатному округу именно в Законодательное собрание Свердловской области. То есть он депутат регионального парламента, но если в прошлом созыве он избирался по спискам, то в этот раз он шел и по спискам, и по одномандатному округу и выиграл именно по второму пункту, то есть добыл еще одно место для коммунистов в региональном парламенте. Соответственно, некие политические очки он действительно набрал, свой политический счет пополнил. Поэтому издалека может показаться, что Ивачев действительно может создать реальную конкуренцию на губернаторских выборах. На мой взгляд, это не совсем так.
Я бы говорил о бренде КПРФ. В принципе, любой кандидат под этим брендом может набрать в сложных регионах, к коим относится Свердловская область, достаточно неплохой процент. В 2017 году абсолютно неизвестный кандидат от КПРФ на выборы губернатора Алексей Парфенов – темная лошадка, черт из табакерки, человек из ниоткуда – набрал около 12–15% просто за счет бренда КПРФ, а не каких-то личных качеств. Он аккумулировал вокруг себя протест. КПРФ воспринимается как вторая партия власти пенсионерами и людьми предпенсионного возраста, в этом смысле любой кандидат от партии будет представлять некую опасность кандидату от власти именно потому, что аккумулирует вокруг себя этих людей, которые будут голосовать по принципу «за любого другого, но не за представителя власти». Любой кандидат от КПРФ может не проводить никакой агитационной деятельности, но наберет именно за счет того, что идет под брендом этой партии.
Подчеркну, в данном случае Ивачев не является каким-то лидером, имеющим свою собственную политическую харизму, скажем так. Да, он перспективный политик, у него отличные связи на уровне ЦК КПРФ, поддержка, но я пока не вижу людей, которые могли бы инвестировать в него. Все межэлитные конфликты в регионе свернуты после 2018 года, когда КПРФ как раз играла против действующей власти. После этого мы наблюдаем четыре года очевидного спокойствия и принятия КПРФ правил игры действующего губернатора. До этого было сопротивление, а сейчас – некий консенсус, некий паритет. Ситуация по Ивачеву мне видится именно так: если прилепить логотип КПРФ к любому кандидату, он наберет ровно столько, сколько наберет Ивачев.
Любая конкуренция на выборах губернаторов модерируется через муниципальный фильтр. То есть говорить, что кампания будет неуправляемая и тому подобное, не приходится. Но при этом очевидно, что задача размывать протестные настроения есть в любом регионе, где сейчас предстоит выбрать руководителя. Соответственно, думаю, вокруг Ивачева возникнут кандидаты, которые будут просто эксплуатировать сходные протестные повестки, темы, чтобы голоса недовольных избирателей не ушли в одну корзину, скажем так. Поэтому я уверен, что появятся более-менее яркие представители других партий, которые смогут эту риторику как минимум задвоить, а то и затроить.
Тем не менее думаю, что коммунисты могут ориентироваться на результат 2017 года (а может, и чуть выше) – в районе 15% точно, а то и 18–20%, но это, скорее, потолок. Поэтому вероятность второго тура в Свердловской области выглядит очень сомнительной. На то, чтобы вторые туры вообще появились в предвыборных регионах, будут влиять некие факторы, которые не связаны с избирательными кампаниями (доходы людей, сокращения на предприятиях и так далее). Такие факторы, безусловно, обозлят людей и приведут их на участки настроенными негативно. Если ситуация хотя бы сохранит нынешнюю конфигурацию – затянем пояса потуже, но с голода не умрем, в этом случае все будет прогнозируемо и понятно.
Именно эти факторы будут влиять на то, с какими процентами кандидаты придут к финишной черте. Но говорить о том, что даже совокупно альтернативные действующему губернатору кандидаты наберут хотя бы 50%, не приходится. Но еще раз подчеркну, что ситуация динамично меняется, «черный лебедь» имеет свойство «взлетать». В 2018 году в четырех регионах (Хабаровский край, Владимирская область, Хакасия, Орловская область) такой «черный лебедь» появился. То есть подобное возможно везде, кандидату просто надо работать на результат, а не говорить, что все уже получилось и встреча с Путиным все решила. Понятно, что для элит эта встреча знаковая и они все поняли, а вот с избирателями еще надо построить диалог. Агитационное время – это лучший период для эффективного диалога власти с массовым избирателем.