Обновление общественного транспорта в ХМАО – часть реагирования на протестную повестку
В Югре реализуют программу развития общественного транспорта. Она направлена на достижение целей национального проекта «Инфраструктура для жизни». Цели программы – оптимизация структуры парка транспортных средств по классам вместимости, обеспечение доступности для маломобильных групп населения и увеличение доли автобусов с нормативным сроком эксплуатации.
В большинстве регионов ситуация в сфере работы общественного транспорта так или иначе воспринимается как часть проблемной повестки. При этом, по данным исследования ВЦИОМ от 15 ноября 2021 года, во всероссийском масштабе достаточно высокая доля респондентов, считающих, что ситуация с общественным транспортом в их населенных пунктах стала скорее или существенно хуже, фиксировалась именно в городах с населением от 100 тыс. до 500 тыс. (21%) или до 100 тыс. человек (23%). Такие настроения среди прочего могут становится дополнительным фактором протестного голосования.
Вполне логично, что в ХМАО комплексная программа обновления общественного транспорта до 2030-го включительно принимается в преддверии года парламентских выборов. Из 436 новых автобусов, которые в ближайшие годы по этой программе планируется направить в муниципальные образования округа, значительная доля предусмотрена для самого населенного из городов региона – Сургута (здесь проживают более 420 тыс. человек), а также для Ханты-Мансийска (его население — более 113 тыс. человек). На выборах в Госдуму в 2021 году более высокий уровень протестного голосования фиксировался именно в Сургуте (здесь результат «Единой России» составил 31,5% против 42,3% в целом по ХМАО). Конечно, сфера общественного транспорта не является единственной проблемной темой для этого муниципального образования, но это одна из задач, которая при ее результативной реализации может сработать на общее снижение протестных настроений в этом городе.
Кроме того, не стоит забывать, что постепенно приближается большая пресс-конференция – прямая линия с президентом России Владимиром Путиным. Пресс-секретарь российского лидера Дмитрий Песков предварительно анонсировал ее проведение в 2025 году на конец декабря. Тема функционирования общественного транспорта, как правило, не является самой резонансной в рамках этого мероприятия, но вопросы по этому поводу из регионов тоже могут прозвучать, влияя на оценку ситуации на местах со стороны Кремля.
В этом смысле для руководства ХМАО вполне логично сделать новые шаги по теме обновления подвижного состава общественного транспорта в начале осени. Понятно, что региональная комплексная программа развития общественного транспорта, как уже было сказано выше, является долгосрочной, но внимание к теме сейчас может стать аргументом для властей ХМАО при дальнейшей работе с федеральным центром в этой сфере. Стоит учесть, что около 76% общего объема финансирования указанной программы в округе — это именно федеральные средства. То есть чем больше у властей ХМАО позитивных инфоповодов, касающихся сферы обновления общественного транспорта, тем больше у Руслана Кухарука будет аргументов для получения дополнительного финансирования этой и, возможно, смежных программ в диалоге с центром.