Объединение вузов: «классических» университетов не будет
Создание мегавузов вписывается в логику управления, исповедуемую сегодня в Минобрнауки и других федеральных структурах. Она базируется на распоряжении финансовыми потоками, на сосредоточении значительного ресурса в одном месте, но не всегда согласуется с потребностями развития образования и науки, а также решением задач регионального значения.
Заверение, что таким образом в территориях появятся классические университеты, более чем спорно. Классические университеты не возникают на пустом месте, являются многовековой школой. Такой статус предполагает не механическое соединение противоположностей, преподавание широкого круга дисциплин на максимальном (в рамках российской системы образования) уровне, позволяющем готовить высококачественные кадры для науки. Этого не было и нет у большинства учебных заведений, которые взяли себе в 90-е годы вывеску «университет».
Подавляющее число нынешних российских университетов – типичные институты, т.е. вузы с узким профилем подготовки, либо вузы, готовящие высококлассных специалистов лишь по нескольким специальностям, когда остальные специальности – довесок.
Кадры, которые готовят классические университеты, не надо столько, чтобы в каждом административном центре субъекта Федерации напрягать силы, чтобы родить классический университет. Требуются специалисты прикладного направления. По-хорошему, в стране должно остаться не более 40 университетов, остальные – это институты и академии.
Что касается конкретного опыта слияния, то, допустим, во Владимире он негативный. Фактически, на его последствия время от времени указывает губернатор Светлана Орлова, которая открытым текстом высказывает претензии к качеству подготовки специалистов, к работе ректора Анзора Саралидзе, к решению ликвидировать филологический факультет.
По сути, в 2011 году произошло не объединение двух вузов (бывшего «педа» и «политеха»), а поглощение гуманитариев «технарями». В результате мультипликативного эффекта не получилось. Владимирский государственный гуманитарный университет («пед») после «вливания» во Владимирский государственный университет («политех») пошёл по пути ослабления, хотя ранее, когда был обособлен, занимал неплохие позиции среди педагогических и гуманитарных вузов. В руководстве объединённого университета (на уровне ректора и проректоров) не осталось ни одного выходца из «педа». Столь разные дисциплины с трудом уживаются под одной крышей, ведь во главу угла ставится личный лоббизм, а не гармоничное развитие технического, естественнонаучного и гуманитарного направлений. Оптимально – вернуть всё на круги своя. Чтобы во Владимире был вуз, занимающийся подготовкой чисто технических кадров, и отдельный вуз гуманитарно-педагогического направления.