Новый формат МСУ на фоне нестабильной системы


Нестабильное местное самоуправление продолжает поддерживать собственную репутацию после того, как 20 января Госдума во втором чтении приняла поправки, учреждающие еще один тип организации руководства МСУ. В принятом во втором чтении законе усилена роль губернатора при назначении главы администрации по конкурсу. С моей точки зрения, этот сдвиг нельзя считать кардинальным. Собственно, сдвига и нет. Ранее в конкурсных комиссиях также присутствовали назначенцы, направляемые туда волей руководителя региона.

На самом деле важнее другие пункты. Вводится новый вариант: депутаты избирают из своего числа главу муниципалитета, который возглавляет администрацию и при этом сдает депутатский мандат. Ряд экспертов, да и сами думцы, подчеркнули, что изменения вносились для того, чтобы именно главу администрации наделить первенством в местном самоуправлении. Действительно, противостояние между мэрами и нанятыми главами администраций — не такое уж и редкое явление. Конфликты закономерны, потому что глава города (района) (председатель представительного органа) обозначен в законодательстве главой муниципального образования, а основной объём полномочий по управлению территорией закреплён за администрацией, которую возглавляет «сити-менеджер».

На первый взгляд, всё возвращается на круги своя, к ситуации, когда есть мэр (глава администрации) и спикер. Вероятность противоречий теоретически снижается: более нет тандемной системы "глава города (района) и глава администрации города (района)".

Коррективы не выбиваются из канвы предыдущих поправок. Они способствуют тому, чтобы не проводились прямые выборы глав муниципалитетов. Более того, могут выручить регионы, которые только недавно перевели скопом города и районы, до этого всегда имевшие прямые выборы, на вариант с «сити-менеджером». Например, так произошло во Владимирской области. Право избирать глав непосредственно населению оставили лишь в 3 городских округах. При этом 7 из 16 муниципальных районов придётся перейти к двуглавости (остальные 9 уже работают с «сити-менеджментом»).

Если очередная опция определения руководства муниципалитета будет задействована, появляется возможность даже приблизиться к формату прямых выборов. Если во главе администрации встанет не просто один из депутатов, а лидер списка партии-победительницы, то именно так и получится. И «партия власти», и оппозиция могут использовать данный шанс для того, чтобы по сути проводить мэрскую предвыборную кампанию. Правда, это станет возможным только там, где предусмотрены выборы по партийным спискам.

В остальном же приходится констатировать, что содержание муниципальных преобразований очень далеко от смысла, заложенного в Конституции. Структура органов МСУ не определяется населением самостоятельно, как того требует статья 131. Под местное самоуправление не подведён надёжный бюджетно-налоговый фундамент. Участие же госвласти в решении вопроса о том, кто будет руководить местной администрацией, входит в противоречие с принципом самостоятельности, с тем, что местное самоуправление не входит в систему органов государственной власти (статья 12).

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

bookmark icon

Write a comment...

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: