Новыми вызовами для губернаторов станут работа с общественным мнением и кадровый профессионализм


IХ рейтинг эффективности управления в субъектах Российской Федерации в 2021 году, безусловно, можно назвать «рейтингом неоднозначного года». И эта неоднозначность не есть просто фигура речи, поскольку мы наблюдали, с одной стороны, улучшение многих финансово-экономических показателей (губернаторы, конечно, становились бенефициарами этого процесса). С другой стороны, это улучшение зачастую было просто восстановлением статус-кво. Поэтому говорить о том, что это действительно наметившаяся долгосрочная позитивная тенденция, не приходится. Если все-таки ограничиваться рамками одного года, то восстановительные процессы, конечно, помогли губернаторам воспользоваться появившимися ресурсами. На мой взгляд, важный и хороший итог в том, что начали подтягиваться аутсайдеры. Однако не везде ресурсы были использованы должным образом. Например, в случае аутсайдеров много помощи шло республикам, но некоторые из них ухудшили свои позиции.

Все сложно и в бюджетной сфере, которую содержат регионы. В течение года много говорилось о росте зарплат, но тут возникает вопрос, где именно росли эти зарплаты в России. Если посмотреть на зарплаты бюджетников, то ничего хорошего за этот год мы не увидели. Возникает ощущение, что давно забыты пресловутые и приснопамятные майские указы президента 2012 года. Многие регионы и тогда их не выполнили, и сейчас предпочли о них забыть, поскольку на многих территориях их просто нельзя было выполнить. Сегодня превышение зарплаты учителей над средними зарплатами по региону практически нигде не обеспечивается. Более того, учитывая рост расходов на образование, возникает вопрос, куда идут эти расходы. По врачам ситуация вроде как получше, но она и раньше была получше. Какой-то особой динамики, если не говорить о дополнительных и разовых выплатах, которые получали врачи, мы тоже здесь не наблюдаем. На мой взгляд, при увеличении региональных бюджетов вопрос о приоритетах финансовой политики стал еще более острым. Стал острым и больной вопрос о содержании бюджетной сферы как таковой – о том, как она должна быть обеспечена, нужна ли она вообще, и о ее будущей возможной коммерциализации, то есть о желании государства отказаться от содержания этой сферы.

При увеличении расходов в случае образования и при сокращении в случае здравоохранения мы наблюдаем максимум удержания бюджетной сферы на плаву без каких-то особых тенденций в сторону ее развития. Получается, что правительство немного, а может быть, даже не немного, подталкивает регионы в другую сторону. Я говорю об активном переключении на инфраструктурные вопросы, которые стали одним из хитов повестки прошлого года. Тогда правительство принялось обеспечивать регионы инфраструктурными бюджетными кредитами, тем самым фактически указывая им другой путь расходования средств, никак не связанный с содержанием социальной сферы.

На мой взгляд, минувший год дает повод задуматься о стандартах внутренней политики, а возможно, даже о пересмотре каких-то из них. Мне кажется, итоги парламентских выборов не стали поводом говорить об огромных успехах региональных властей. И тут тоже хватает своего неравенства и своих громадных различий между регионами. Дело не только и не столько в выборах, сколько в самой системе управления. Мы в самом деле видим, что происходит очень много случаев снижения региональных рейтингов в политико-управленческом блоке. Это связано с огромным количеством непонятных кадровых решений, которые мы наблюдаем в регионах, особенно по тем направлениям, которые крайне беспокоят правительство (то есть Минфин и Минздрав). Часто эти решения бросаются в глаза, поскольку связаны даже не с банальным кумовством, а просто с отсутствием профессионального опыта у тех, кто занимает определенные позиции: заместителей губернаторов, региональных вице-премьеров. Это, конечно, не может не сказываться на работе, а коррупционные скандалы в органах региональной власти мы наблюдаем буквально еженедельно.

Думаю, во всех этих сложных условиях возникает еще и соблазн упрощения управленческой системы, связанный с новым законодательством о местном самоуправлении. Оно, может быть, будет подталкивать глав регионов к дальнейшему закручиванию гаек, к дальнейшей концентрации власти в руках губернаторов. К этому новое законодательство о местном самоуправлении очень даже располагает. Все это, скорее всего, будет работать на создание простых командно-административных механизмов, которые вряд ли пойдут на пользу, поскольку это может привести к созданию системы, которая внешне будет казаться эффективной, при этом финансово центр регионам вряд ли будет помогать больше, чем сейчас, поэтому работа будет вестись в условиях постоянной нехватки ресурсов. Между тем новыми вызовами станут работа с общественным мнением – сложная, интересная, многослойная – и кадровый профессионализм, сложности с которым постоянно наблюдаются в регионах. Эти сложные вызовы должны потребовать решения в самое ближайшее время (в условиях сохраняющейся неоднозначности, в которой мы продолжаем находиться и в которой продолжает находиться региональное управление).

bookmark icon

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: