Пер­вый за­ме­сти­тель сверд­лов­ско­го гу­бер­на­то­ра Алек­сей Шмы­ков на­де­лен пол­но­мо­чи­я­ми, ко­то­рые фак­ти­че­ски поз­во­лят ему ру­ко­во­дить об­ласт­ным пра­ви­тель­ством. Шмы­ков мо­жет про­во­дить за­се­да­ния пра­ви­тель­ства, под­пи­сы­вать по­ста­нов­ле­ния ка­б­ми­на и от­да­вать по­ру­че­ния ми­ни­страм. При этом офи­ци­аль­но гла­вой пра­ви­тель­ства оста­ет­ся гу­бер­на­тор Ев­ге­ний Куй­ва­шев.

Как известно, на уровне государств у глав правительств есть не только аппаратная, но и публично-политическая роль, одна из важных составляющих которой – это быть громоотводом для общественного недовольства. Нередко в такой роли выступают, например, главы правительств во Франции. На практике, конечно, могут быть нюансы, например, главным объектом для критики становится не премьер, а кто-то из наименее популярных министров. В российской федеральной политике ярким примером является роль главы Минздравсоцразвития Михаила Зурабова в 2004–2007 годах в правительстве Михаила Фрадкова.

На уровне регионов введение поста премьера часто объясняется необходимостью максимально развязать руки губернатору, который проводит много времени за пределами своего субъекта РФ; освободить от хозяйственно-экономической рутины главу региона, который до этого имел больше публично-политический опыт, чем чисто управленческий; дать высокий статус представителю региональных элит, чья поддержка важна для губернатора (из истории Свердловской области в 1990-е – вспомним Валерия Трушникова, который стал премьером региона, поддержав Эдуарда Росселя во втором туре губернаторских выборов 1995 года); либо оценить способность управленца решать задачи на уровне, сопоставимом с губернаторским, чтобы затем назначить его на пост врио главы данного или другого региона (вспомним, как при том же Росселе пресса нередко называла его потенциальным преемником многолетнего главу областного правительства Алексея Воробьева, а Денис Паслер через некоторое время после работы свердловским премьером перешел на пост руководителя Оренбургской области). Но все эти задачи можно примерно с тем же результатом решить, сделав такого чиновника первым заместителем губернатора с расширенными полномочиями.

Кстати, говоря о роли громоотвода, стоит учитывать, что широкая общественность нередко довольно смутно идентифицирует главу регионального правительства (там, где такая должность есть), чаще адресуя претензии главе муниципального образования (прежде всего это относится к руководству региональных столиц) или отдельным наименее популярным чиновникам уровня министра или вице-премьера региона.

Возвращаясь к публичному статусу Алексея Шмыкова (о новых полномочиях первого заместителя губернатора пресса и так писала довольно много). Собственно, в качестве первого заместителя губернатора он и так активно участвовал в представительских мероприятиях, то есть, с точки зрения позиционирования, выполнял роль, близкую к публичным функциям премьера. Кроме того, он исполнял обязанности губернатора на период отпуска Евгения Куйвашева.

При этом система региональной власти, в которой нет поста премьера, может давать губернатору больше пространства для маневра, в том числе в рамках периодического перераспределения полномочий и курируемых сфер между своими заместителями.

 

 

bookmark icon

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: