Пра­ви­тель­ство Рос­сии рас­ши­ри­ло пе­ре­чень по­ка­за­те­лей Национального рейтинга со­сто­я­ния ин­ве­сти­ци­он­но­го кли­ма­та в ре­ги­о­нах. Со­от­вет­ству­ю­щее рас­по­ря­же­ние под­пи­сал пре­мьер-ми­нистр Ми­ха­ил Ми­шу­ст­ин. Все­го вклю­че­но 25 но­вых кри­те­ри­ев, ко­то­рые поз­во­лят оце­нить уси­лия ре­ги­о­наль­ных вла­стей по под­держ­ке ма­ло­го и сред­не­го биз­не­са.

Любой рейтинг хорош, когда он становится инструментом какого-либо регулирующего воздействия или влияния. Нужно сказать, что Национальный рейтинг состояния инвестиционного климата в регионах, который составляется уже несколько лет Агентством стратегических инициатив, такую миссию в полной мере выполняет. Первоначально он испытывался на пилотных регионах, затем охватил остальные, уже из года в год его презентация на Петербургском международном экономическом форуме является знаковым событием для региональных органов государственной власти. Всегда на этой презентации присутствуют несколько десятков губернаторов, поэтому можно говорить о том, что у глав регионов есть интерес к данному рейтингу и к позиционированию своего субъекта РФ в нем. Показатели, которые учитывают инвестиционный климат в регионах, тоже меняются – иногда просто в силу каких-либо технологических возможностей, потому что сама статистика или принципы какого-либо учета показателя, если он носит, например, социологический характер, тоже меняются. Появляются новые возможности для получения более продуманного и объективного параметра, также меняется и сама внешняя среда. Показатели могут не отражать новых явлений и инноваций, которые имеют место в развитии регионов. Самый банальный случай связан с появлением самозанятых, которых не было как явления восемь лет назад, когда составлялся рейтинг. Но и другие формы становятся менее или более значимыми. Так что нет ничего удивительного, что в рейтинг добавляются новые показатели.

Понятно, что сам рейтинг нацелен на работу с предпринимателями и в деятельности органов власти в регионах главным является работа не с крупным бизнесом, урегулирование которого в большей степени зависит от действий федеральных структур, а именно работа с малым и средним предпринимательством, для которого необходимо создавать благоприятные инвестиционные условия. Поэтому новые параметры рейтинга инвестиционной привлекательности регионов касаются как состояния самого малого бизнеса, так и тех мер государственной поддержки, которые нацелены на его развитие. С малым бизнесом ситуация, конечно, выглядит всегда немного странной, поскольку мер поддержки для него всегда много. И кажется, что инструментарий, который применяет большинство регионов, уже является достаточным для того, чтобы здесь были позитивные изменения. Вместе с тем мы понимаем, что есть некоторая тревожность, связанная с напряженной геополитической обстановкой, которая обостряется ЧС и печальными событиями. Это не повышает степень оптимизма у предпринимателей. Поэтому сейчас нужны дополнительные усилия со стороны органов власти для оживления столь важного сектора экономики, который всегда определяет развитие экономики на региональном и локальном уровнях.

Однозначно, в рейтинге что-то изменится после внесения новых критериев. Потому что те параметры, которые недоучитывались до этого, внесут корректировки. Но с другой стороны, я думаю, что лидерство в лице Москвы, Татарстана, Тюменской области и некоторых других регионов, которые традиционно занимают первые позиции, должно сохраниться. И в числе отстающих, скорее всего, окажутся регионы со слабыми возможностями для экономического развития и стимулирования предпринимательства. Но тем не менее изменения ожидаются в связи с появлением новых показателей.

Безусловно, рейтинг инвестиционного климата – это важный ориентир для деятельности органов власти. И подъем или спуск в нем весьма значим, поэтому очевидно, что региональные органы власти будут стремиться к улучшению параметров, которые являются индивидуальными компонентами данного рейтинга.

bookmark icon

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: