Новые ключевые показатели эффективности выглядят более связными и целостными
Президент России Владимир Путин утвердил перечень ключевых показателей эффективности (KPI) для губернаторов.
Сама по себе система ключевых показателей эффективности (KPI) для губернаторов не является чем-то новым и незнакомым. Вместе с тем, все эксперты обратили внимание на увеличение показателей, которые будут оцениваться на основе социологических исследований, в первую очередь, на основе массовых опросов населения.
В целом, нужно отметить, что президент Путин в последнее время всегда особо подчеркивает, что именно мнение жителей является основной оценкой деятельности органов власти. В частности, этот тезис Путин вновь озвучил на заседании Совета по стратегическому развитию и национальным проектам.
При этом Владимир Путин привел результаты опросов по оценке хода реализации национальных проектов (в новых KPI есть индикатор восприятия в регионах хода достижения национальных целей). Среди проблемных были выделены оказание медпомощи, доступность жилья, создание условий для повышения рождаемости. А это позволяет говорить о том, что мнение жителей на основе социологических исследований может стать доминантой в оценке деятельности губернаторов. И здесь необходимо отметить, что уже подчеркивали многие эксперты.
Для многих глав субъектов необходимо будет менять локус контроля с «бухгалтерского, кассового» подхода, с «магии больших чисел» на подход на основе удовлетворенности населения. А это предполагает расширение диалога с населением, перестройку публичных коммуникаций, с одной стороны. С другой стороны, расширение взаимодействия с федеральными и региональными экспертами.
Ведь результаты опросов будет необходимо адекватно и релевантно проанализировать, проинтерпретировать, разработать рекомендации. Здесь без экспертов не обойтись. Особенно «со стороны», как говорится, у кого «глаз не замылился».
Тем более, если говорить о таких показателях, как «Условия для воспитания гармонично развитой, патриотичной, социально ответственной личности» или «Удовлетворенность участников СВО условиями медицинской реабилитации, переобучения, трудоустройства». И необходимо учитывать, что в течение двух месяцев АП еще будет определять, какие индикаторы измерять через опросы.
Что касается других показателей эффективности, то можно выделить несколько основных, которые потенциально будут создавать сложности для глав субъектов.
Во-первых, это демографические показатели. Связка численности населения с совокупным коэффициентом рождаемости и продолжительностью жизни при рождении фактически сводит на нет возможности «поиграть со статистикой» в этих вопросах. При этом нужно понимать, что демографически благополучных субъектов не так уж и много, с одной стороны. А с другой стороны, демографические показатели изменяются в течение длительного времени и только при комплексном воздействии.
Во-вторых, уровень бедности; количество семей, улучшивших жилищные условия; индекс роста реальных денежных доходов.
Опять-таки в совокупности эти три индикатора позволяют определить манипуляции со статистикой и показать реальное экономическое положение населения в субъекте.
В-третьих, качество окружающей среды; качество среды для жизни в опорных населенных пунктах. На фоне «сплочения вокруг флага» и партийного консенсуса, экологические проблемы стали активно выходить на первый план, выступать триггером для спонтанного недовольства среди населения. А жители административных центров субъектов в целом всегда более критично настроены по отношению к деятельности властей, более требовательны к жизненной среде.
В целом же, можно отметить, что новые ключевые показатели эффективности выглядят более связными и целостными. Такой подход потребует от глав активной перестройки региональных политик в пользу диалога с населением, экспертами, лидерами мнений.