Новая ставка на тяжеловесов: почему «Единая Россия» привлекает губернаторов


Если посмотреть на новейшую историю выборов в России, то мы увидим: активное участие административной вертикали, в частности, губернаторского корпуса, присутствовало в них всегда. Безусловно, наиболее яркими были последние две избирательные кампании в Госдуму – 2007 и 2011 годов, когда губернаторы выступали в качестве лидеров списков, активно действуя в кампаниях. В течение последнего года мы наблюдаем эволюцию взглядов и представлений партийного менеджмента «Единой России» относительно участия губернаторов в кампании федерального уровня.

Если изначально декларировалась ликвидация практики участия губернаторов в качестве «паровозов», то уже месяц назад было заявлено, что примерно 10 представителей губернаторского корпуса будут принимать участие в кампании по выборам в Госдуму, а сейчас уже 17. Я считаю вполне вероятным, что эта цифра еще скорректируется в сторону увеличения.

В чем причины этой эволюции? Первая: губернатор, который является авторитетом для группы регионов — это всегда некий символ консолидации элит и административного ресурса, который работает на электоральный результат. Все это прекрасно понимают. И увеличение числа губернаторов-тяжеловесов в списке тех, кто будет возглавлять территориальные группы «Единой России», вполне закономерно и оправдано беспокойством за результат. Таких лидеров не так много, но они есть и действительно популярны у населения. Причем не только на уровне своего региона, но и на уровне межрегиональных групп. Это может быть надтерриториальный лидер, который своим участием объединит элиты в разных регионах. Например, тот же Рамзан Кадыров может стать политическим лидером для группы регионов Северного Кавказа. Или Аман Тулеев, руководитель Кемеровской области, может стать одновременно лидером для соседних регионов. Это те губернаторы, которым не будут противиться лидеры регионов, вошедших в соответствующую территориальную группу.

Изначально говорилось о том, что возможен некий внутренний конфликт: один губернатор становится «старше» другого, если он возглавляет группу, объединяющую несколько регионов. Я думаю, сейчас речь уже не о каких-то внутренних латентных конфликтах, а речь об очевидных плюсах такой конфигурации. По крайней мере, для партии власти такая ситуация просчитывается.

Вторая причина очень простая. Декларация о том, что в территориальных группах первыми, вторыми, третьими номерами могут стать лидеры общественного мнения, референтные лица общественного формата, представители местного депутатского корпуса, возможно, вице-губернаторы отдельно взятых регионов, вице-спикеры заксобраний, — она, конечно, хороша. Но слишком коротка скамейка запасных. Наверное, в ходе кадрового аудита, когда обсуждался списочный состав территориальных групп, выстраивалась конфигурация троек региональных списков, было обращено внимание на то, что таких людей немного. Поэтому пошли по старому доброму пути — сделали ставку на губернаторов.

Исходя из этих двух причин, мы и наблюдаем увеличение численности представителей губернаторского корпуса, принимающих участие в выборах в качестве лидеров территориальных групп партии власти.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

bookmark icon

Write a comment...

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: