Новая политика ЦИК: закон как абсолютный приоритет
Глава ЦИК России Элла Памфилова сообщила, что ситуация с угрозой нарушений на выборах в регионах меняется, сообщают РИА Новости. Памфилова выразила уверенность, что многих нарушений, которые могли бы возникнуть на предстоящих выборах, не будет, поскольку местные администрации и избиркомы «услышали то, что должны были услышать» .
Я бы выделил в этой ситуации один из главных моментов: нужно разделять региональные и федеральную избирательные кампании. В зависимости от уровня кампании и региона подходы очень разнятся, что говорит, скорее, о недостроенности системы контроля и необходимости постоянного личного вмешательство ЦИК в режиме «ручного управления».
Естественно, к федеральной кампании больше внимания со стороны СМИ. Продавливание каких-то агрессивных и шумных ходов в ходе ее проведения вряд ли возможно, поскольку есть повышенное внимание общественности, СМИ.
Конечно, ресурсные игроки с финансами, имеющие хорошие шансы на победу не заинтересованы в общественном резонансе и скандалах. Но, тем не менее, уже есть случаи, даже с кандидатами в губернаторы, например, ситуация с отказом в регистрации Вадиму Соловьеву в Тверской области или кандидату — одномандатнику Сергею Обухову в Краснодарском крае. Конечно, пропускать явные нарушения желания у избиркомов нет, но при этом говорить, что за столь короткое время выстроена жесткая властная вертикаль в рамках избиркомов неправильно.
Избиркомы в регионах всегда достаточно плотно контактировали с региональными и муниципальными властями, много выборов они организовывали вполне самостоятельно. Единственный нюанс, который однозначно привлечет внимание ЦИК — большой общественный скандал. Новый состав ЦИК и особенно председатель демонстрируют ориентированность на либерализацию, даже некоторую гуманность, отход от стандартных формальных оценок ко многим кандидатам, в том числе, в случае с Обуховым, когда его восстановили по достаточно неоднозначной мотивировке, что говорит о том, что ЦИК будет выступать в качестве некого верховного арбитра, но это не выстраивание системы, а лишь решение проблемы с общественным резонансом на самом высоком уровне.
Если кандидат будет шуметь, то ему идут навстречу, что повышает значимость общественного резонанса и субъективный оценок и снижает правовую составляющую, а это не способствует формированию стабильности и однозначности в практике. Каких-то значительных кадровых перестановок в системе избиркомов не произошло. Кандидаты, которым отказали по серьёзным основаниям, стали всё чаще взывать о спасении, апеллировать к общественности, заявлять об административном давлении что и продемонстрировал тот же Обухов. Хотя, достаточно часто многие вопросы легко решаются правовыми инструментами в профилактическом режиме.
Руцкому, Юревичу, Бутову да, и всем, кто не вписывается в систему, естественно, будет отказ, да они часто и сами не готовы работать стратегически, заранее решая многие проблемы, в результате пытаются за 2-3 месяца сотворить чудо. ЦИК иногда достаточно часто весьма неоднозначно трактует закон, позволяя некоторым лицам восстановиться. На мой взгляд, если бы ситуация с Обуховым пошла через суд, то у него было бы намного меньше шансов восстановиться.
Безусловно, на региональные избиркомы оказывает влияние целый ряд факторов, в том числе, и региональная власть, поскольку именно от неё часто зависит обеспечение деятельности избиркомов. Все понимают, что региональные избиркомы входят в систему органов власти. Это естественный процесс.