Новая Дума: региональное лобби вместо предпринимательского
Практически все знают такого известного российского аналитика, который возглавлял некоторое время Аналитическое управление Администрации Президента – Симона Кордонского. Симон Кордонский еще в 80-х, будучи социологом, проводил интересную теорию, которую он создал. Он описывал общество в советское время, потом российское, не в терминах соцдема, в котором привыкли работать современные профессиональные социологи, политические социологи, мои коллеги, а в старых терминах, которые пришли к нам из царской России. Есть служилые люди и тягловые люди. Служилые люди – это те, которые служат государству. А тягловые люди – те, которые работают в поле в поте лица, с них собирают налоги.
Если в 80-х, начале 90-х годов я читал тексты Кордонского с таким экзотическим удивлением: было очень забавно, как он пытается несвойственную ему языковую реальность начала XX века перенести сюда. Последние несколько лет я читаю его работы с повышенным интересом, потому что на удивление адекватно, на мой взгляд, в формате этой старой идеологии, а именно того, что в России существует административный рынок, и происходит торговля административным ресурсом. Это подход, который, на мой взгляд, неплохо описывает, как минимум, какую-то часть реальности. Я думаю, что многие со мной согласятся. Исходя из этого, какие я вижу проблемы с точки зрения государственного развития России.
Первая проблема, мы с этим столкнулись, я, во всяком, случае, на выборах: исполнительная власть фактически срослась с избиркомами. Несмотря на наличие таких незаурядных руководителей Центральной избирательной комиссии, как Памфилова, или тогдашнего замглавы администрации, как Володин, который очень внятные тезисы произносил – конкуренция, открытость, легитимность. Тем не менее, многие региональные элиты – под элитами я имею в виду, в первую очередь, руководителей регионов – это проигнорировали. Дальше возникает такой вопрос, он риторический, философский: можно ли во имя государственных интересов совершать уголовно наказуемые преступления?
Давайте про федеральный уровень говорить не будем – это наше все. Я говорю про региональный уровень. Я думаю, это некоторая драма, которую, в частности, испытывают наши федеральные руководители, отвечающие за региональную политику. С одной стороны, человек отражает государственные интересы, а с другой стороны, совершает уголовно наказуемое преступление. И сразу две альтернативы: закрыть глаза на то, что он совершает уголовно наказуемые преступления в соответствии с действующим кодексом УК Российской Федерации или не закрывать? И здесь возникает ручное управление и еще много негативных моментов. Это большая проблема, это большой вопрос. И решение зависит от политической культуры или ментальности.
В этой связи следующий тезис – в Государственной Думе сейчас увеличилось сильно и объективно лобби регионов, в отличие от предпринимательского лобби. Роль бизнеса снизилась. Поэтому очень хорошо, что регионы заговорят в больший голос за счет 203 победителей своих в одномандатных округах и не только.
Материал основан на выступлении автора на заседании Экспертного клуба «Регион», 26 октября 2016 г.