Нормативные акты некоторых регионов предусматривают, что зарплата служащих связана с зарплатой губернатора
Губернатор Иркутской области Сергей Левченко объяснил предложение повысить оклады себе и некоторым чиновникам. В своем видеообращении, которое публикует РБК, глава региона пояснил, что четыре года назад из-за сложного финансового положения Иркутской области он сознательно сократил зарплаты себе и своим заместителям. Теперь же, когда областной бюджет вырос с 97 млрд до 213 млрд рублей, Левченко принял решение оклады увеличить. При этом он отметил, что зарплата остальных чиновников зависит от зарплаты губернатора.
Есть законодательство о государственных служащих, есть закон о должностных лицах, закон, который определяет порядок установления заработной платы лицам, замещающим государственные должности, в том числе в субъектах Российской Федерации.
Например, по государственной службе есть правило, согласно которому ежегодно должны индексировать зарплату, исходя из инфляции. В бюджете на это должны быть предусмотрены деньги. Но получается так, что если деньги в бюджете есть, то повысят, когда же денег не хватает, законом о бюджете определяют параметры заработной платы. Причем у госслужащих есть должностной оклад, оклад за классный чин и надбавки, допустим, за работу с гостайной, особые условия и ряд других. В совокупности это и формирует зарплату в целом. Заработная плата федерального госслужащего определяется федеральным законом.
При этом зарплата глав субъектов Федерации, которые не являются госслужащими, тоже определяется в соответствии с законом или другими нормативными актами, но именно субъекта. Следовательно, надо точно знать, как предусмотрено в Иркутской области определение заработной платы губернатора.
Сергей Левченко связывает повышение своего оклада необходимостью повысить зарплату чиновникам. Возможно, что в соответствии с нормативными актами некоторых субъектов заработная плата служащих связана по параметрам с заработной платой высшего должностного лица – губернатора. И если в Иркутской области именно такой порядок, то, следовательно, то, что делает Левченко, правильно: повысил себе, повышает и другим. Такая прямая зависимость может быть. Но ее может и не быть.
Однако есть некая политическая составляющая в процессе определения зарплаты госслужащих, в частности субъектных. Механизм такой политической практики следующей: президент снизил себе зарплату, параллельно пошли снижения окладов и федеральным госслужащим, и государственным должностным лицам субъектов, и, естественно, исходя из состояния бюджета, снижаются зарплаты остальным чиновникам. Получается, что «чиновничьи судьбы» взаимосвязаны, но не обязательно законом, а и политическим решением. И все это будет в рамках закона. Например, губернатор представляет депутатам проект бюджета области на следующий год, в котором снижение зарплаты связывает с дефицитным бюджетом. Такое может быть.
Поэтому яркие публичные обвинения в адрес Левченко не могут быть приняты на веру, все нужно проверять. Не исключено, что в Иркутской области по законодательству все именно так, как представляет губернатор. И он это сделал. Но, учитывая, что Левченко из другого политического «прайда», его поступки каким-то образом могут связывать с политической конкуренцией. Если это только политическая конкуренция, то здесь без последствий. А если он действительно нарушил правила, которые существуют в области, тогда другое дело. Но я думаю, что губернатор ничего не нарушил, потому что в законах есть общие нормы, которые позволяют в зависимости от инфляции индексировать оклады. Левченко просчитал через статистику уровень инфляции, объем бюджета, который позволяет в этом году немного повысить оклады денежного содержания, и он повышает и себе, и министрам.
Вообще-то надо сказать, что чиновники получают не так много денег. Если мы хотим качественную власть, то в ведомствах должны работать высококлассные специалисты. Но такие профи за копейки работать не будут, они найдут работу в соответствии со своими компетенциями и будут получать высокую зарплату, например, в коммерческом секторе. Поэтому если мы хотим, чтобы управление было эффективным, то надо стимулировать заинтересовывать, мотивировать работников государственной службы. Мы становимся свидетелями того, что президент дает указания, а они «гибнут» на низовом уровне, там, где работают служащие. Вот в чем проблема. Получается, идея есть, ей нужно, как говорится, ноги приделать. А ноги – это как раз аппарат, который должен воплотить все замыслы и законы.
Это мое принципиальное отношение к данному вопросу. Я общаюсь со служащими, с государственными должностными лицами, и если мы исходим из презумпции, что они честные и добросовестные, то знаю, что та зарплата, которая им платится, прямо скажем, очень и очень скромная. Представим, что чиновник будет работать до пенсии и будет получать 70 тысяч рублей. Если он очень способный, ответственный, что же, он до старости будет работать за такую зарплату, когда он мог, возможно, получать миллионы? Для того чтобы на ответственных постах задерживались способные, зарплата должна быть соответствующей, должны быть социальные гарантии, так называемый соцпакет и все остальное. Это не значит, что нужно раздувать штат чиновников и «кормить» их высокими зарплатами. Надо оптимизировать функционал, полномочия, ответственность и заработную плату. Все это нужно гармонизировать.