Необходим поиск альтернативных источников финансирования и привлечения новых участников в процесс развития ОЭЗ
Внедрение ОЭЗ, по данным Минэкономразвития РФ на 2024 год, позволило привлечь более 1,8 трлн. инвестиций, осуществленных резидентами, в сферах промышленности, туризма и технологий, создать более 83 тыс. дополнительных рабочих мест в рамках готовой инфраструктуры и комфортных административных режимов. Помимо этого, ОЭЗ позволяют резидентам применять существенные налоговые льготы и таможенные процедуры свободной таможенной зоны.
Действующая система регулирования института особых экономических зон является релевантной. Однако некоторые положения требуют пересмотра, так как они либо не соответствуют современным условиям, либо излишне ориентированы на неэффективные инновационные проекты.
Прежде всего, требует решения вопрос с «замещением» иностранных инвестиций в рамках ОЭЗ. Около шестой части инвестиций резидентов в ОЭЗ составляют иностранные инвестиции. Учитывая политические реалии, активность иностранных инвесторов, особенно западных, существенно сократилась, что привело к дефициту финансовых ресурсов для многих проектов в рамках ОЭЗ и отсутствию необходимых технологических решений.
В этой связи необходим поиск альтернативных источников финансирования и привлечения новых участников в процесс развития ОЭЗ. Одним из вариантов может стать рассмотрение предложения об инкорпорировании в ОЭЗ малого и среднего регионального бизнеса (МСП) для замены иностранным инвестициям. Однако следует учитывать, что у МСП ограниченные финансовые возможности, поэтому необходимо создать условия, стимулирующие их участие в проектах ОЭЗ. Государство могло бы разработать и реализовать программы финансовой помощи для МСП, включая гранты или льготные кредиты.
Тем не менее, было бы преждевременным полностью исключать возможность участия иностранных инвесторов в развитии особых экономических зон, для чего следует предусмотреть возможность предоставления иностранным компаниям статуса консультантов при управлении ОЭЗ. Такой подход позволит привлечь иностранный опыт, что способствовало бы повышению эффективности функционирования ОЭЗ, а также расширению спектра предлагаемых услуг и технологических продуктов.
Законодательство предусматривает возможность досрочного прекращения существования ОЭЗ, однако критерии для принятия такого решения представляются недостаточно гибкими, что не соответствует современным реалиям «турбулентности» экономики.
Для повышения оперативности реагирования на возможные проблемы, целесообразно пересмотреть действующие механизмы оценки эффективности ОЭЗ. Так, можно ввести регулярный мониторинг деятельности резидентов и управляющей компании со стороны регулятора. Такая мера позволит своевременно выявлять потенциальные риски и принимать корректирующие меры еще до наступления кризисной ситуации.
Предлагаемые изменения направлены на повышение уровня прозрачности и управляемости процессов создания и эксплуатации особых экономических зон, что будет способствовать оптимизации использования государственных ресурсов и созданию более благоприятных условий для привлечения инвестиций.