Нефть, бизнес и дотации: что влияет на зарплаты в регионах
В РФ всего шесть регионов, где доля высокооплачиваемых работников находится на уровне выше 20 %, сообщает РИА Новости. Согласно исследованию уровня и распределения зарплат, проведенному агентством, лидером стала Чукотка, где более 32 % специалистов зарабатывают 100 тысяч рублей в месяц. В среднем по России, как показало исследование, сотрудник может рассчитывать на зарплату в диапазоне от 20 тысяч до 52 тысяч рублей в месяц: столько получают примерно 50 % работающих жителей страны, еще 25 % – больше и 25 % – меньше.
Сбалансировать уровень заработных плат в стране можно только по бюджетному сектору, чтобы не было сильных различий по медицинским работникам, учителям и социальным работникам. Те национальные проекты, которые этого касаются, как раз и ориентированы на такое выравнивание. Регионы получают дополнительные федеральные трансферты для выравнивания бюджетной обеспеченности работников бюджетной сферы. Это можно сделать, и это совершенно очевидно является зоной ответственности государства. Все остальное зависит уже от, скажем так, дислокации бизнеса в том или ином регионе, экспортной ориентации компаний, финансового положения. Поэтому регионы – лидеры по высоким зарплатам – это те субъекты, которые либо так или иначе связаны с добычей полезных ископаемых, либо, как Москва, являются мощным центром финансовых услуг, IT-производства и так далее. То есть в регионах все зависит от зарплаты в корпоративном секторе и того бизнеса, который представлен.
Существует «Стратегия пространственного развития РФ», которая некоторое время назад была принята. Но это сырой документ, который требует доработки, в первую очередь увязки с национальными проектами, с будущим законом о соглашениях по поощрению и защите капиталовложений и многими другими стимулирующими бизнес мерами. Это задача очевидная, потому что пока уровень этой межрегиональной дифференциации у нас очень высок. Для того чтобы бизнес пришел и работал, должна быть определенная среда. Многое, конечно, зависит и от региональных администраций, но, скажем, в прошлом году те, кто применял льготы по налогам на прибыль, в итоге недополучили 211 млрд рублей доходных поступлений. Поэтому здесь все неоднозначно: не только от регионов и муниципалитетов все зависит – у них есть возможности, но реализовать их они не могут в силу того, что, во-первых, есть еще общефедеральные структурные ограничения – те же тарифы на услуги инфраструктурных монополий. Потому что можно получать льготы по налогу на прибыль и одновременно получить увеличение тарифов на электроэнергию, на железнодорожные перевозки и тому подобное.
Поэтому бизнес уходит на другие территории, где созданы более благоприятные условия. Этот вопрос на сегодняшний день очень серьезный и острый. Решать его придется и при помощи соглашений по защите и поощрению капиталовложений, где надо будет согласовывать вопросы и с региональным начальством. У нас слишком много пересекающихся форматов, которые нацелены на стимулирование деловой активности, но тем не менее они либо работают наполовину, либо не работают вовсе. Единого кодекса стимулов у нас на сегодняшний день нет, потому что бизнес выбирает между территориями опережающего развития, свободными экономическими зонами, индустриальными парками. У каждого есть свои системы регулирования, а регионы предпочитают разное: одни – одно, другие – второе, а третьи вообще ничего не предпочитают, потому что у них просто нет возможности предоставлять такие льготы бизнесу, так как это вычет из доходной базы соответствующих бюджетов. Все это надо приводить в соответствие и привязывать к потребностям развития регионов.
Хотелось бы, чтобы реализация нацпроектов была скоординирована со «Стратегией пространственного развития», тогда она обретет некоторые понятные очертания. Пока же это все на уровне пожеланий, а регуляторы до этой самой региональной дифференциации дотягиваются, откровенно говоря, очень слабенько.