Назначение губернаторов: два рычага
Происходящее сейчас, на мой взгляд, не является спонтанным, это систематический процесс. Причем это четко построенное и идущее из одного здания действия. Главная задача – повысить эффективность управления, потому что, если даже два-три года назад эффективность была желательна, то теперь она необходима, потому что веселые времена, когда можно было себе позволить невысокую эффективность управления закончились. Правда, закончились они не вчера, а еще раньше. И поэтому это очень конкретный систематический принцип.
Работает, на мой взгляд, он на двух рычагах. Рычаг первый, – это смена поколений, хотя поколений очень многообразных, потому что под сменой поколений я не имею в виду смену возрастов. Я имею в виду смену политических подходов. И Васильев, в этом смысле, очень пожилой человек, входит в одно поколение с Овсянниковым. Потому что и один, и другой, не будет так управлять, как управляли 25 лет по принципу крепкого хозяйственника.
И они все коммуникаты. Они могут работать с региональными элитами, и там будут, конечно, и проблемы, потому что политика – игра командная, а региональные элиты малочисленны. И чтобы заменить одну команду другой, кого-то придется убирать, и никто сам не уйдет. Но при этом все равно создавать новую единую команду придется в каждом регионе. Поэтому, первое, – это поколение.
И второе, это именно вектор важнейший. Потому что это назначенцы президента. И это не просто некий карт-бланш на избрание. Дело не только в этом. Это, действительно, изменения роли губернатора. Губернатор перестал быть главным ходатаем региона в Москве. А скорее, действительно стал представителем Москвы в регионе. Это с советской партийной системой неоднократно происходило. Она меняла это направление в одну и в другую сторону. Такая смена вектора естественна. Что она означает? Она означает усиление в действительности роли президента. Но одновременно, усиление нагрузки на президента.
Нагрузка и ответственность, но это один процент. Запас образа там крепкий, я думаю, что его хватит, и я не считаю, что происходящее связано с выборами. Задача гораздо более масштабна. Именно изменения механизмов взаимодействия уровней. Сейчас мы посмотрим, во что это выльется, потому что здесь есть свои плюсы и есть свои минусы.
Вполне возможно, что это не просто разумный ход. Он разумный на сегодняшнем этапе. Но это ход в новую ситуацию в стране. Потому что федерация национальная, которой мы являемся и по Конституции, и по сути, это очень сложная конструкция. А новая роль губернаторов — это не просто десакрализация. Это изменение роли губернатора.
Она может очень существенно изменить взаимодействие внутри федерации. Просто масштаб событий столь велик, что сегодня не так легко определить, к чему приведут эти изменения в конкретных случаях. Но то, что это происходит, это факт. Если вас можно назначить, то и спрашивать с вас будет тот, кто вас назначил. И это уже меняет многое. А поскольку это не может не привести к смене региональных элит, потому что, игра командная, то дальше это все транслируется вниз.
В чем проблемы нижегородского губернатора? В том, что он хочет иметь своего мэра. Он уже начал эту трансляцию. Может быть, слишком рано. Но начал. И это будет происходить во всех регионах. Это создаст массу конкретных конфликтов. Но, скорее всего, окончательно приведет к усилению вертикали уже не на финансовом механизме. А по своей сути. Хорошо это или плохо? Думаю, что, скорее всего, хорошо.
Материал подготовлен на основе выступления автора на заседании Экспертного клуба «Регион».