Национальная модель демократии на основе Конституции
Принятая в декабре 1993 года на общенациональном референдуме Конституция России была «конституцией на крови»: ей предшествовали трагические события сентября – октября. Впрочем, все значимые конституционные акты в истории России носили именно такой характер – и Основные законы 1906 года, «дарованные» Николаем II после начала революции, и большевистская конституция РСФСР 1918 года. «Ельцинскую» Конституцию упрекают во многом: и в очевидных заимствованиях из западных правовых систем (прежде всего французской), и в существенном доминировании исполнительной власти над остальными ее ветвями, и в отсутствии детализации.
Несмотря на это, документ оказался цельным и в целом работоспособным. Конституция 1993 года на самом деле стала фундаментом демократии в нашей стране. Так что ее двадцатилетний юбилей, который мы отмечаем в эти дни, — отнюдь не причина для начала регулярного пересмотра Основного закона. Скорее это повод для начала дискуссии о развитии правовой и политической системы России.
Цена распада СССР оказалась огромной. Это была не только крупнейшая геополитическая катастрофа ХХ века, как весьма точно сказал Владимир Путин. Каждый из нас чем-то поплатился за него: и потерянными сбережениями 90-х, и товарами, которых не стало в 80-х, и социальными гарантиями 70-х, и иллюзиями 60-х. Все мы поплатились за нее разрушением советского права и советского правопорядка. И все мы заплатили эту цену за свободу и справедливость, за то, чтобы жить в нормальном современном обществе.
Советский Союз был замкнутой системой. Хотя эта система позволяла достигать колоссальных успехов (геополитические позиции, промышленные прорывы 30-х и 50-х, развитие наукоемких технологий, бесплатное образование и здравоохранение), для граждан, полностью исключенных из процесса принятия решений, она была несвободной и несправедливой. Будучи закрытой, страна не смогла должным образом воспринять инновации постиндустриального общества. Отсутствие конкуренции негативно сказывалось не только на состоянии экономики, но и на формировании эффективного правящего класса, и на его способности управлять кризисами, и на правовой системе, которая отражала реальные общественные отношения во все меньшей степени. В 1982 году, по данным советской статистики, экономический рост в стране прекратился. Попытки модернизировать систему без изменения ее основ («ускорение» и «перестройка») ускорили ее агонию. Ее крушение было закономерным.
Катастрофический распад СССР угрожал основам существования России как целостного самостоятельного государства. Но Россия не ушла в небытие вместе с Советским Союзом. Народ сделал исторический выбор в пользу свободы, справедливости и суверенитета в 1990 году. Российская Федерация стала правопреемницей СССР. Россияне поддержали реформаторский курс, заявленный Борисом Ельциным. Состоялась юридическая, политическая и моральная легитимация нового государства. Дальнейшая модернизация страны была возможна только в условиях радикальной политической реформы, прежде всего, новой Конституции. Проблема конституционного устройства страны как раз и была решена в декабре 1993 года. Народ создал новую политическую систему, основанную на разделении властей, и подтвердил свой выбор: свобода, справедливость, единство, суверенитет.
Однако «буржуазная революция» в России произошла «без буржуазии». Приватизация создала в России институт частной собственности. Но слоя мелких и средних собственников, готового взять на себя реальную ответственность за нее, в стране в начале 90-х не было. А были – энергичные и предприимчивые люди, действовавшие по обстоятельствам. Этот наиболее динамичный слой элиты сразу сделал заявку на реальное лидерство. Деятельное меньшинство, которое проводило преобразования, было неоднородным изначально и быстро менялось. «Идеалисты», стремившиеся создать демократическую власть и эффективный бизнес, уступали место «реалистам», делавшим ставку на эксплуатацию природных ресурсов и административной ренты.
Сложившийся в 90-е годы политический режим не был демократическим, прежде всего, из-за разобщенности правящего класса, сконструированного олигархами. Попытки демократизации режима предпринимались, но его общественная поддержка почти всегда была ничтожной. «Привычку к демократии» граждане осваивали и освоили стихийно, не благодаря, а вопреки ему. Именно поэтому демократические институты оказались столь несовершенными, а политический кризис продолжался явно или скрыто все 90-е годы.
Восстановление экономической независимости, эффективное централизованное управление страной, укрепление национального самосознания – от этого зависело выживание нации на рубеже веков. Патриотизм стал объединяющим фактором. Доверие к новому главе государства, президенту Владимиру Путину дало ему возможность совершить долгожданный поворот в политике государства — в пользу России, ее граждан, ее суверенитета, ее территориальной целостности и ее национальных интересов. Президент Путин качественно изменил российскую политику и экономику. В интересах большинства населения олигархи были равноудалены от власти, а олигархическая система демонтирована. Резко возросла управляемость страны, создана и работает управленческая вертикаль. Стал намного более дееспособным и компетентным парламент. С началом в 2011 году политической реформы повысилась ответственность региональных элит.
Национальная модель демократии сложилась. Наш «демократический дом» – построен. Теперь происходит его «достройка»: система становится более гибкой, более оперативно реагирующей на возникающие вызовы. Чтобы не расшатать несущих конструкций «дома», нужен крепкий «фундамент». Этот фундамент – Конституция, а также созданные на ее основе, стабильно работающие и эффективно взаимодействующие институты власти. Расширение участия граждан, общественных организаций и политических партий в политическом процессе естественным образом балансируется устойчивостью президентской власти, силой парламента и качественной судебной системой.
Сроки полномочий президента и Думы были увеличены до 6 и 5 лет соответственно для усиления устойчивости этих институтов – и это пока единственное за 20 лет изменение конституционных норм. Теперь пришло время сделать более работоспособной судебную ветвь власти, и различные суды будут объединены в единую систему в соответствии с поправками в Конституцию, которые уже практически приняты. Многие наблюдатели говорят о «спешке», с которой происходило и происходит изменение конституционных норм. Это не так. Все дело в том, что законопроекты, которые вносит президент, Дума всегда рассматривает в первоочередном порядке.
Президент Владимир Путин известен своим консервативным политическим стилем. Он неоднократно давал понять, что не является сторонником «ситуативной правки» Конституции. Вероятнее всего, регулярным процесс внесения изменений в Конституцию не станет. И уж точно неизменными останутся ее основные положения. А это означает, что права граждан России — гарантированы.