Настораживает, что методика распределения дотаций регионам ежегодно меняется


Вице-премьер РФ Марат Хуснуллин заявил, что необходимо сделать самодостаточными максимальное число регионов России. Для этого необходимо снять законодательные противоречия, из-за которых для субъектов с высоким коэффициентом снижается уровень дотаций и субсидий из федерального бюджета, передает ТАСС.

Если говорить по существу, то в инициативах вице-премьера не видно ничего нового. Скорее, это разъяснение того, что уже сейчас происходит в части изменения в этом вопросе. Он говорит о том, что уровень расчетной бюджетной обеспеченности, от которой производится предоставление дотаций, со следующего года действительно снижается с 1 до 0,9. Но это носит, скорее, технический характер: по сути, принципы не меняются, а корректируются в сторону увеличения числа регионов, не получающих дотаций на выравнивание. Плохо это или хорошо – это уже другой вопрос. Но это некая действительность, в которой будут выстраиваться межбюджетные отношения со следующего года. Вполне справедливо вводится переходный период, чтобы те шесть или семь регионов, которые попадают в категорию между 1 и 0,9 в части расчетных параметров, не потеряли сразу большую сумму дотаций и чтобы из-за этого не пропадали стимулы. Трехлетний переходный период – это своеобразная лесенка с суммами в размере 75%, 50%, 25% от последних объемов дотаций.

Тезис о большей финансовой самодостаточности регионов прозвучал и в послании президента в апреле. По его результатам были даны поручения разработать предложения по повышению долгосрочной финансовой устойчивости и финансовой самостоятельности бюджетов субъектов РФ, фактически ровно то, что сказано сейчас в предложении вице-премьера Марата Хуснуллина. Такие предложения со стороны правительства и профильной комиссии Госсовета по экономике и финансам были разработаны и представлены президенту, но пока, прямо скажем, каких-то фундаментальных решений по ним принято не было, за исключением, может быть, двух. Во-первых, вернулись к практике индексации объема дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности. Этот принцип существовал до конца нулевых годов. В какой-то год он был отменен, и теперь к нему снова вернулись. Во-вторых, меняется подход к расчету предоставляемых дотаций – то, о чем говорил вице-премьер. Между тем механизмов реального стимулирования регионов, которые пересекают минимальные планки и оказываются в числе условных регионов-доноров или самодостаточных регионов, и дестимулирующих факторов, которые возникают у регионов, когда они попадают в эту категорию, на мой взгляд, используется, не так много. Здесь можно подумать над ситуацией, о которой разумно говорят и члены правительства, и многие эксперты, и сами региональные лидеры, когда быть самодостаточными регионами оказывается скорее невыгодно, чем выгодно.

Меня немного настораживает, что методика распределения дотаций, как и других видов трансфертов, ежегодно меняется и корректируется. Мы никак не можем найти, если можно так сказать, какой-то баланс, который устраивал бы большую часть сторон хотя бы несколько лет. Мы постоянно находимся в режиме поиска более оптимальных схем. При этом понятно: если мы меняем что-то в методиках расчета, не меняя общего объема дотаций, то в любом случае будут регионы, которые от этого приобретают, и регионы, которые от этого теряют. В этой связи я больше выступаю за то, чтобы увеличивать общий объем федеральных дотаций или чтобы регионы приобретали больше самостоятельных доходов – налоговых или неналоговых. И здесь стоит говорить скорее о перераспределении налогов, чем об увеличении самих налоговых ставок и расширении объектов налогообложения. Другой вопрос, что сделать это в нынешней модели финансовой системы в нашей стране – крайне сложная, почти не решаемая задача.

 

bookmark icon

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: