Народное бюджетирование: почему это будет востребовано


Инициатива Глеба Никитина и нижегородского Минфина по выделению 900 млн рублей, которые будут по итогам народного голосования распределены между муниципалитетами с учетом численности их населения, заслуживает положительной оценки. Проведение отбора приоритетных проектов непосредственно с учетом мнения жителей муниципалитета – инициатива, отвечающая и политической целесообразности, и логике развития межбюджетных отношений.

Бюджетная система в России, напомню, имеет три уровня: федеральный (РФ), региональный (субъект Федерации), местный (город, поселение, муниципальный район). Налоговые доходы муниципалитетов формируются в основном за счет доли от налога на доходы физических лиц, хотя большую долю при этом забирает регион. Но не менее значительную долю поступлений в местные бюджеты составляют и межбюджетные трансферты (субсидии, субвенции, дотации) – чаще всего из бюджета региона. Поэтому выбор нижегородцами формата, когда при распределении средств есть «два ключа» (у регионального правительства и у граждан), является справедливым и соответствует тенденциям по расширению взаимодействия властей и граждан в управлении территориями. Хочется только надеяться, что если этот опыт окажется успешным, то впоследствии он может быть масштабирован, во-первых, в других регионах, а во-вторых, с выделением больших объемов средств. Было бы также правильно, если бы проекты на уровне муниципалитетов формировались по предложениям граждан, а не только органами местного самоуправления.

К слову, сама идея определения направлений расходования бюджета с участием граждан не нова. В России проекты формирования «Народных бюджетов» ранее инициировали различные регионы, включая Тульскую область. Было и множество проектов инициативного, или партиципаторного, бюджетирования, когда разные уровни бюджета, граждане и частные инвесторы, по сути, «скидываются» на решение той или иной местной проблемы. Часть таких проектов реализовывалась по программе Всемирного банка. Такая практика существует во многих странах, причем необязательно первого мира. Эта идея в нынешнем виде была сформулирована бразильскими левыми в 80-е годы прошлого века. За рубежом есть и другие пути вовлечения граждан в инициативное управление. Например, людям более правых экономических взглядов понравилось бы внедрение механизмов персонифицированного финансирования, когда, условно, часть уплачиваемого гражданином НДФЛ направлялась бы на финансирование того или иного проекта или учреждения по его выбору. Но для этого в России пока нет нормативной правовой базы.

Конечно, с учетом развития цифровой инфраструктуры и в целом повышения уровня вовлеченности граждан в государственное управление разного рода проекты народного бюджетирования будут все более востребованы. Какие именно форматы подойдут России больше – вопрос отдельного обсуждения, но то, что подобные модели отрабатываются в таких регионах, как Нижний Новгород, говорит в их пользу.

bookmark icon

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: