Нам нужно здравоохранение, приближенное к советскому, но с некоторыми особенностями


Врачи Магаданской областной больницы жалуются на нехватку искусственного питания для пациентов реанимационного отделения, некоторых форм инсулина и постельного белья. Сейчас все это приходится приобретать родственникам пациентов, сообщил СМИ представитель медучреждения. Губернатор Магаданской области Сергей Носов заявил, что данная информация к нему уже поступила и взята в работу. Он поручил чиновникам провести немедленную инвентаризацию в медучреждении. Помимо этого, главе региона в Instagram пришли сообщения от младшего медицинского персонала областной больницы, который жалуется на то, что руководство якобы недоплачивает заработную плату, хотя часто приходится выполнять работу за две ставки. Носов потребовал от чиновников немедленного вмешательства с последующим отчетом.

«Рыба тухнет с головы»: вся проблема в том, что федеральный Минздрав не имеет права даже вмешиваться в ситуации, подобные той, которая сложилась в Магаданской областной больнице. Федеральная власть считает, что здравоохранение – это ответственность субъектов РФ. Соответственно, для пациентов возникает парадоксальная ситуация, когда в каждом отдельном регионе страны существует своя система здравоохранения по представлениям и с финансированием, которые имеют чиновники конкретного региона. Соответственно, нет ни равенства прав, ни равенства финансирования, ни равенства управления, ни равенства стандартов.

И получается, что у нас 85 «армий в здравоохранении» отдельно сражаются с болезнями на свое усмотрение и не подчиняются «генштабу здравоохранения». Субъект Федерации сам разобраться с проблемами не может, потому что научное планирование мощностей здравоохранения – это нелегкая задача, которая требует больших статистических данных, а добыть их в рамках одного региона очень сложно. И тем более проконтролировать, сколько в больнице должно быть медсестер, врачей и так далее. А если мы сопоставим, сколько медперсонала находится в больницах других регионов, то мы можем понять, сколько медиков нужно Магаданской области, чтобы помощь была доступна и приемлемого качества. Это как раз достигается научным планированием, распределением мощностей системы здравоохранения, учреждений, кадров, оборудования и так далее в рамках государственных задач.

Но поскольку у нас все отдано на откуп субъектам, то начинаются всякие местечковые проблемы: кто-то кому-то не платит зарплату, не хватает медикаментов и так далее. Вот недавно президент заявил, что нужно поднимать базовую ставку зарплат врачам. У меня сразу возник когнитивный диссонанс: заметьте, не зарплату поднимают, а базовую ставку! Но врачам не нужна базовая ставка – им нужна зарплата! И все вот эти «игры в термины», которые тут же элитой будут переведены в совершенно другие вещи, приведут непонятно к чему. Почему, насколько я знаю, сейчас в одном из регионов арестованы счета некоторых учреждений здравоохранения? Связано это с тем, что когда в 2012 году президент подписывал указ о повышении зарплат медикам, но финансирование увеличено не было, у исполнителей всего этого действа возник вопрос: «А какими средствами мы будем повышать зарплату врачам?» Ответ был очень простой: «За счет оптимизации и сокращения всего, что можно сократить, в том числе персонала, причем как младшего, так и самих врачей, чтобы выполнить указ президента».

В итоге часть врачей оказались уволенными, а часть стали работать «за себя и за того парня». А поскольку денег снова больше не стало, часть медучреждений России оказалась в состоянии банкротства, потому что, кроме зарплат врачам, им нужно лекарства покупать, простынки, пеленки и так далее, а денег на это нет. Соответственно, рассчитаться за все это больницы просто не могут. Но обанкротить их тоже непросто, потому что это социальные учреждения, однако поставки медикаментов и расходных материалов прекращаются. А откуда их брать? У пациентов. Поэтому благими намерениями вымощена дорога в ад. Вот что мы имеем после подписания указа президента в 2012 году, но, надеюсь, он тогда не предполагал, к чему это приведет.

Волшебной палочки ни у кого нет, но нам надо выстраивать систему здравоохранения России, а не Магаданской области. У нас нет системы научного планирования. Но начать надо с потребностей населения: что людям надо. Когда начнут специалисты планирование мощностей здравоохранения, то могут не учесть важных показателей, к примеру, по данным ВЦИОМ, у нас 30 % населения вообще не обращаются за медицинской помощью, потому что не доверяют врачам или нет денег. Соответственно, научное планирование должно учесть, как вернуть этих людей в лоно государственной медицины, вернуть их доверие. Нужно вывести всяких лишних игроков, наподобие страховых компаний, которые таковыми даже не являются, а только мешают как телеге пятое колесо. То есть нужно принять целый комплекс мер, построить нормальное здравоохранение, в чем-то приближенное к советскому, но с некоторыми особенностями. Например, как в армии: она у нас сейчас существует на контрактной основе, так же примерно должно быть и в здравоохранении.

bookmark icon

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: