На праймериз ЕР акцент был сделан на экономику регионов, а не на внешнюю политику
На днях завершились праймериз «Единой России». В этот раз они прошли с явкой более 2 млн человек.
Если говорить о явке в регионах, то, она была высокая. Например, в Кировской области в некоторых округах региона проголосовали до 50%. В округе, где выдвигалась глава Кирова Елена Ковалева, там она получила больше 1 тысячи голосов, около 1 тысячи голосов получил еще один кандидат, остальные – 300–400. То есть здесь прошли нормальные праймериз.
Вот в Магаданской области, например, можно было победить на праймериз на выборах в городской совет, набрав 12–14 голосов. Там два округа были на довыборах – и вот такие результаты. Это, конечно, даже забавно.
Высокую явку я связываю с тем, что праймериз были полностью виртуальными, проходили в сетях – никуда не надо было идти. Это то же самое, что ДЭГ. У многих возникает вопрос, почему так много людей проголосовали на ДЭГ. Потому что можно проголосовать прямо из дома, не вставая с дивана. Так что это гораздо более удобная форма голосования, которая способствует увеличению явки, поэтому так и получилось на праймериз.
По явке на праймериз нельзя делать выводы о явке на будущие выборы. То же электронное голосование будет применяться не во всех регионах (как это было на праймериз). Так что многое будет зависеть от совсем других факторов. Одно дело – активность «Единой России» и ее сторонников, другое дело, если говорить об остальных партиях, какого рода методы мобилизации они применят и в каком объеме. Пока об этом можно только гадать – до выборов еще три с лишним месяца.
Там, где в ходе избирательной кампании применялись какие-то агитационные материалы (полиграфические и так далее), а не только ролики, размещенные на сайте самого голосования, результаты были лучше. Так что если в ходе и этой избирательной кампании будет проводиться какая-то активная агитация, то, естественно, явка будет намного выше. Есть такое понятие – «сушка явки». Она иногда проводится власть имущими для того, чтобы обеспечить приход только тех людей, которые зависят от них. То есть никак не информируют людей о выборах, никого не рекламируют, но обеспечивают приход 10%, из которых около 6% проголосуют за них. Но это не очень легитимизирует выборы и их результаты соответственно. Поэтому, думаю, во всех регионах будет полноценная кампания.
Внешняя ситуация в стране мало использовалась в ходе праймериз. Прежде всего рассматривались экономические вопросы, вопросы социального развития регионов, отчетности действующих депутатов. Достаточно большое количество людей шли впервые, естественно, они критиковали как действующих депутатов, так и действующую власть, хотя и шли на праймериз от партии власти. Но это вполне нормально, потому что новые люди есть во всех партиях. Повестка была связана практически исключительно с экономической ситуацией.
Какие тенденции в агитации будут на выборах, зависит от того, какие политические силы будут выдвигаться. У нас есть партии, которые поддержали спецоперацию, есть те, которые не поддержали, а есть беспартийные кандидаты, которые могут иметь разные точки зрения. Насколько эта тема будет актуальна, опять же, будет связано с текущими результатами спецоперации и с количеством издержек, которые мы несем (в плане экономики и жизни людей). А если спецоперация к тому времени закончится (мы ведь говорим о сентябре), то эта тема уже никак не повлияет на повестку. Таким образом, для парламентских партий, которые связаны консенсусом, вряд ли будет характерна повестка, касающаяся спецоперации (как показал пример Приморского края, где группа коммунистов попыталась высказаться против спецоперации, а свои же товарищи их одернули и перевоспитали). А для других партий это вполне возможно. Например, «Яблоко» выступает против, поэтому, думаю, из знаковых партий она будет с наиболее заметной кампанией против спецоперации, то есть кампания будет не по вопросам социально-экономического развития, а по вопросам спецоперации.