На фоне приближающихся выборов не стоит ожидать быстрого перехода регионов на одноуровневую модель МСУ


К концу года уже 35 российских регионов перешли на одноуровневую систему МСУ либо находятся в процессе реформирования. Это более трети от общего количества субъектов. Среди регионов, принявших такое решение, – ХМАО, Иркутская область и Бурятия.

Переход регионов на одноуровневую систему местного самоуправления – один из самых обсуждаемых в профессиональной среде процессов текущего политического цикла. 35 субъектов уже внедрили новую модель. Темпы реформы напрямую связаны с общим управленческим запросом на выстраивание более компактной, предсказуемой и контролируемой вертикали.

На фоне приближающихся выборов в Госдуму ожидать резкого ускорения этого процесса не приходится. В предвыборный период федеральный центр не будет поощрять решения, которые могут создавать локальные конфликты: именно муниципальный уровень традиционно является наиболее чувствительным полем для конкурирующих групп. Поэтому логика следующего года – не форсирование, а управляемое продолжение процесса.

Одноуровневая модель решает проблему институциональной фрагментации. Множественность уровней МСУ, возникшая в 2000–2010-х годах, создала ситуацию, где губернаторы сталкивались с независимыми муниципальными группами, способными блокировать или тормозить федеральные и региональные проекты. Для политики 2020-х это стало существенным стратегическим ограничением. Центр требует синхронной реализации решений, поэтому попытки усилить влияние губернаторов – это результат естественного стремления к восстановлению управляемости. Единая конфигурация позволяет выстроить транзит решений сверху вниз без потерь и корпоративного сопротивления на уровне районов и поселений.

Будет ли переход массовым? Да, но в политически безопасном темпе. Регионы, где муниципальный слой наиболее конфликтен или институционально разрознен, станут следующими кандидатами на проведение изменений. Там, где ситуация стабильна, они произойдут позже. Это классическая логика административной реформы: изменение модели происходит тогда, когда ее внедрение снижает неопределенность, а не увеличивает ее.

Ключевой вывод состоит в том, что одноуровневая система – это часть более широкой тенденции к концентрации управленческой ответственности на уровне губернаторов. В условиях внешнего давления, мобилизационной экономики и необходимости минимизировать транзакционные издержки между уровнями власти муниципальный слой должен перестать быть автономным актором. Поэтому реформа МСУ – это не «технический» проект, а важный шаг по институциональному упрощению системы принятия решений. Он будет идти дальше – последовательно, без рывков, но с четким пониманием стратегической необходимости и разумной достаточности принимаемых мер.

bookmark icon

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: