На 14,5 млрд рублей в Челябинской области запустят туристический «дизель»
14,5 млрд, которые обещают Челябинской области – это хорошие деньги для развития туризма. Но, насколько я понимаю, такие деньги федеральный центр если и выделяет, то уже под готовые проекты. У просителя всегда должно быть обоснование, на что он просит деньги. И эти проекты в идеале должны касаться всесезонного туризма.
Есть возможность развивать в Челябинской области летний туризм – очень большое количество озер. Есть лечебные озера, которые не имеют инфраструктуры, например, небольшое озеро Сладкое в Октябрьском районе – в нем высокое содержание щелочей. Туда дикарями приезжают со всех концов России, чтобы неделю или дней 10 полечить кости с помощью грязи. И еще 3 тысячи озер, многие из которых имеют и туристическую, и лечебную ценность. Но на том же Сладком озере люди ставят палатки – и в таких условиях живут. Если туда вложить деньги, то будет интересный лечебный курорт.
Таким образом, в первую очередь надо говорить о создании инфраструктурной среды в Челябинской области, которая обеспечивала бы туристам приемлемое качество. Конечно, 14,5 млрд – сумма большая, но она пойдет, скорее всего, на то, чтобы запустить туристический «дизель», который с помощью этих денег подпитается и будет выходить на режим самообеспечения.
Хотелось бы обратить внимание на то, что во многих регионах используют такую интересную форму развития туризма, как культурный туризм. Например, у нас есть Бажовский фестиваль, связанный с народным творчеством. У нас есть замечательное место – Аркаим, но там практически нет обустройства. И там небольшое количество посещений – тысяча человек, две, ну три, а могли бы быть десятки тысяч туристов, если правильно все устроить.
Особенность туристического кластера в Челябинской области еще и в том, что это должен быть логистически выстроенный и продуманный кластер, потому что нельзя приехать в регион и пробыть неделю или две на одном месте. Нужно выстраивать маршруты, которые связаны с переездами. Должна быть выстроена такая цепочка предложений, причем не жестких, а вариативных. Туристы же люди свободные, любят выбирать: это мне понравилось – хочу по этим точкам проехать. В Крыму это широко применяется: люди едут в Евпаторию, а потом могут с экскурсиями весь регион объехать за две недели. То есть опыт есть, надо подумать, как его применить на нашей территории.
Одна из главных проблем при этом – это кадры. Как обслуживать, как принимать гостей. Сервисное туристическое обслуживание у нас всегда на среднем уровне или даже ниже. Надо людей подготовить к этой работе, чтобы они понимали, что это работа не на два-три месяца, а на весь год.