Муниципалитеты Самарской области не будут сопротивляться передаче градостроительных полномочий на уровень региона
Создание генпланов, утверждение градостроительных нормативов и территориального планирования в Самарской области с 2025 года будут осуществлять органы государственной власти, полномочия переходят с муниципального уровня. Соответствующий закон депутаты Самарской губернской думы приняли в первом чтении. Также в Самаре продолжается общественное обсуждение реформы органов местного самоуправления – переход от двухуровневой к одноуровневой системе управления.
Полномочия всей градостроительной деятельности у Самары достаточно серьезно были ослаблены еще в нулевые годы, когда часть полномочий была передана на областной уровень. Сложилась противоречивая внутренняя система, когда часть документов выдавал муниципалитет, а часть – областная власть. В результате у чиновников появилась возможность в ситуациях, когда нарушались права граждан, показывать друг на друга пальцем. Поэтому с управленческой точки зрения концентрация принятия решений в одних руках, конечно, имеет право на существование. Я не говорю, хорошо это или плохо. Просто логика в этом есть.
При этом никто настолько хорошо, как сам муниципалитет, не знает ситуацию на местах. Поэтому я все же рассчитываю, что это решение не приведет к тому, что из Минстроя не будут видны интересы людей, которые живут на конкретных территориях. Насколько я понимаю, законопроект коснется всех муниципалитетов, а не только областного центра. В муниципалитетах, конечно, сопротивляться некому, потому что выборных глав в Самарской области не осталось, все они прошли процедуру фактического назначения с учетом позиции губернатора. Поэтому вариант сопротивления с их стороны маловероятен.
К сожалению, градостроительная политика – это коррумпированная сфера, в чьих бы руках ни находились полномочия. Самая большая проблема – в том, что не учитываются интересы людей при реализации программы комплексного развития территорий. Уплотненная застройка, бездарные проекты, уничтожение памятников архитектуры – бич всех крупных городов. В Самаре до сих пор не утверждены регламенты исторического поселения. Я не знаю, как передача полномочий на государственный уровень повлияет на решение этих проблем, увидим.
Передача полномочий в градостроительной сфере является отражением процессов, связанных со встраиванием местного самоуправления в систему государственной власти, когда полномочия концентрируются в руках губернаторов. Поэтому это еще и отражение процесса перераспределения полномочий от муниципалитетов к органам государственной власти.
Что касается реформы МСУ в Самарской области, то я был инициатором такого решения. Еще когда я был председателем комитета по местному самоуправлению Самарской губернской думы, мы проводили анализ состоявшейся при губернаторе Николае Меркушкине реформы, и выяснилось, что она себя не оправдала. Поэтому во время первой встречи с Вячеславом Федорищевым, когда он еще был в статусе врио, я снова поднял этот вопрос: передал ему соответствующие материалы, документы и свои предложения, чтобы восстановить прежнюю систему работы, к которой сейчас и собираются перейти в Самаре, когда существует всенародно избираемая городская дума, а районы являются структурными подразделениями администрации города, без отдельных райсоветов и т. д. Хочу сказать, что по этой модели сегодня работают только Самара и Махачкала. Все остальные от нее отказались. Поэтому решение логичное.
Дело в том, что в результате реформы 2014 года каждый район Самары стал внутригородским муниципалитетом. У него свой выборный совет депутатов, есть глава района. Но это все на бумаге. На самом деле полномочия и финансы главам этих внутригородских районов так и не передали. 90% полномочий все равно в руках городских властей. Система могла бы заработать, но для этого нужно перераспределить полномочия и финансы сверху вниз. А этого в свете сегодняшнего тренда, когда все забирают, наоборот, наверх, маловероятно.