Мораторий на проверки бизнеса не лишен издержек, которые особенно заметны в регионах с высокой экономической активностью
Продление моратория на проверки малого и среднего бизнеса в 2024 году вызвало много обсуждений как среди предпринимателей, так и среди региональных властей. Защищая бизнес от излишнего давления со стороны контрольных органов, мораторий одновременно порождает ряд побочных эффектов, особенно заметных на уровне регионов.
Один из ключевых аспектов моратория — отсутствие плановых проверок. Это означает, что владельцы малого и среднего бизнеса могут на время выдохнуть: привычные для многих вызовы в виде внезапных визитов инспекторов, проверок документов и штрафов стали редкостью. Однако этот подход работает не всегда на пользу, особенно когда речь идет о соблюдении важных норм безопасности.
Например, в ряде регионов, где концентрация производственных объектов с высокой степенью риска выше среднего, мораторий создал лакуны в контроле за соблюдением экологических и санитарных стандартов. На юге России в одном из производственных регионов зафиксировано ухудшение состояния атмосферного воздуха, что связано с нарушением экологических норм, выявленных в ходе внезапной проверки после жалоб местных жителей. Эта ситуация показывает, что отсутствие постоянного контроля может негативно сказываться на состоянии окружающей среды и на здоровье населения.
Также стоит отметить, что мораторий не распространяется на внеплановые проверки, которые по-прежнему могут быть проведены в случае серьезных нарушений. Но согласование таких проверок через прокуратуру существенно снижает их количество. Как следствие, в некоторых регионах выросло количество профилактических визитов, которые не являются полноценными проверками, но позволяют инспекторам оценивать текущую ситуацию на предприятиях.
Примером может служить одно из предприятий в Приморском крае, где в ходе профилактического визита были выявлены нарушения, связанные с условиями труда, что привело к незамедлительному реагированию со стороны контролирующих органов. Впрочем, такие визиты далеко не всегда результативны, так как многие нарушения остаются за кадром, особенно если инспекторы работают на основе уведомлений, а не фактического присутствия.
В условиях моратория региональные власти сталкиваются с новыми вызовами в поддержке малого и среднего бизнеса. Так, в Сибири ряд предпринимателей заметили снижение конкуренции на региональном уровне из-за того, что компании, игнорирующие нормы, остаются вне зоны контроля. Это создает дисбаланс, потому что те, кто честно соблюдает все правила, оказываются в невыгодном положении по сравнению с нарушителями. Особенно это заметно в строительной отрасли, где пренебрежение нормативами может привести к серьёзным последствиям не только для бизнеса, но и для жизни граждан.
Кроме того, в разных регионах по-разному подходят к реализации профилактических мер. В некоторых субъектах мораторий воспринимается как возможность усилить консультативную работу с бизнесом, предлагая предпринимателям помощь в соблюдении законодательства. Например, в Татарстане активно практикуются профилактические визиты с целью выявления и устранения потенциальных нарушений ещё до того, как они приведут к серьёзным проблемам. Однако в ряде других регионов такие меры остаются формальными, не оказывая реального влияния на улучшение работы предприятий.
Таким образом, мораторий на проверки бизнеса, хотя и представляет собой важную поддержку для малого и среднего предпринимательства, не лишен издержек, которые особенно заметны в регионах с высокой экономической активностью. В некоторых случаях отсутствие проверок ведёт к ухудшению соблюдения норм безопасности, что ставит под угрозу здоровье населения и состояние окружающей среды. В других ситуациях это способствует росту недобросовестной конкуренции. Региональные власти должны учитывать все эти аспекты и активно искать баланс между поддержкой бизнеса и необходимостью поддержания контроля за его деятельностью.