Возможное внедрение модельного бюджета в Тюмени, ХМАО-Югре и ЯНАО — это один из возможных вариантов развития событий. Он обсуждается. В российском правительстве на этот счет существуют разные позиции. На мой взгляд, это не самый лучший сценарий по нескольким обстоятельствам: во-первых, я думаю, что здесь нужно будет внимательно смотреть на то, какие перспективы у этих регионов будут сформулированы в стратегии пространственного развития РФ до 2025 года.

Данный документ готовится, думаю, что он будет уже в этом году выпущен и принят. Он будет определять конкурентоспособные профили регионов РФ, причем не только крупных мегаполисов, но и малых поселений, где можно достаточно уверенно развивать малое и среднее предпринимательство. С этой точки зрения, вот эти три субъекта федерации (Тюменская область, ХМАО, ЯНАО — прим.ред.) имеют достаточно большой потенциал развития. В частности, речь о большом структурном маневре в нефтегазовой сфере, следствием чего может стать, например, создание перерабатывающих производств, которые не ограничиваются традиционными мощностями, которые есть в ХМАО, ЯНАО и Тюменской области. Здесь важно развивать достаточно серьезные, конкурентоспособные мощности, особенно в области нефтепереработки, газохимии, химическом комплексе и так далее. Такой тренд уже есть, в частности, он заметен на примере предприятий СИБУРа, завязанные на эти источники. Поэтому перспективы развития данных трех субъектов могут потребовать дополнительных ресурсов не столько из федеральных, сколько из региональных бюджетов, даже частных инвестиций на условиях софинансирования с муниципальными властями и так далее.

Я бы взял определенную паузу и посмотрел на возможности потенциального развития ХМАО, ЯНАО и Тюменской области. И после этого бы уже стал принимать решения о том, каким образом переходить на модельные бюджеты, как использовать данную модель в качестве инструмента межбюджетных отношений.

Второе важное обстоятельство, которое следует учитывать, это то, что отношения межбюджетные в РФ сильно перекошены. И латание дыр, когда у одних регионов взяли, а другим отдали, позволяет отсрочить остроту проблем, но не решает их в принципе. Думаю, решение этой задачи будет рассматриваться в рамках следующей бюджетной трехлетки. Пока у нас есть определенные перекосы, которые связаны с многолетней традицией, когда регионы и муниципалитеты нагружаются дополнительными полномочиями, а средств и источников финансирования не предоставляется. Поэтому, модельный бюджет — это только одно из направлений, думаю, что нужно искать и другие решения. На мой взгляд, в основе должна лежать более широкая, емкая и содержательная стратегия пространственного развития, которая бы определяла возможности формирования конкурентоспособных экономических профилей субъектов федерации. Если мы этого добьемся, тогда будут понятны источники финансирования, и после этого можно будет решать уже проблему финансового донорства регионов и другие подобные проблемы. Но одновременно возникает вопрос о необходимости радикальной перестройки форм межбюджетных отношений.

Что касается практических мер по поддержке региональных бюджетов, пока практика предоставления бюджетных кредитов, замены на них коммерческих займов, прекрасно работает. Потому что долги региональных бюджетов впервые за последние годы начинают сокращаться. Увеличивается задолженность перед федеральным центром, но она более дешевая по обслуживанию из-за низкой ставки и возможности реструктуризации этой задолженности в зависимости от экономических успехов регионов — это сильная мотивация. Кроме того, меняется структура долга регионов. При замещении коммерческих кредитов бюджетными, увеличивается их срочность. Все это благотворно сказывается на финансовом планировании, потому что появляется возможность для маневра своими средствами на более длительную перспективу.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

bookmark icon

Write a comment...

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: