Минпромторг должен четко координировать специализацию регионов в контексте импортозамещения
Изменившиеся условия заставляют регионы пересматривать свои экономические программы. Очевидно, что сегодня субъекты нуждаются в обновленных стратегиях развития.
В сложившейся ситуации на рынке труда акцент должен делаться на ускоренное и углубленное развитие среднего профессионального и высшего инженерного образования. Инвестиции будут направлены только в те проекты, которые обеспечены квалифицированными кадрами. В этом направлении работают программы «Приоритет 2030» Минобрнауки и «Профессионалитет» Минпросвещения.
Безусловно, как и прежде, приоритетом любого развития является инфраструктура, в первую очередь — энергетическая, затем коммуникационная и транспортная. В рамках федеральной политики необходимо согласовывать между собой приоритеты, так как сложно быстро построить всё и сразу. Некоторые высокоскоростные, но малозагруженные проекты можно отложить, возможно, даже на десять лет. Однако в малой местной энергетике и в вопросах, которые касаются комфортной коммунальной жизни людей здесь и сейчас, важно привлекать длинные и дешёвые деньги через ВЭБ, используя частные инвестиции на условиях концессий и других форм государственно-частного партнёрства (ГЧП).
Кроме того, Минпромторг должен чётко координировать специализацию регионов в контексте импортозамещения, чтобы избежать ненужного дублирования в производстве товаров общенационального значения. Например, стране достаточно десяти обувных фабрик. Остальные предприятия могут сосредоточиться на производстве оборудования, сырья и комплектующих. Это задача Фонда развития промышленности и его региональных подразделений.
Необходимо также отработать три ключевых закона: о технологических компаниях, что касается малого и среднего предпринимательства (МСП) вокруг университетов; о творческих индустриях, охватывающих МСП в городах. Важную роль в подборе проектов ГЧП могут сыграть Сколково, АСИ, Деловая Россия и Опора России.
Многое предстоит сделать для развития системы национальных стандартов. Возвращаться к советской системе не нужно, но важно понимать значимость стандартов для развития конкуренции. Здесь потребуется доработка законопроекта о технологической политике и использование инструментов таксономии Центробанка. Это уже уровень федеральных округов, мегапроектов, технологического суверенитета и глобального лидерства, особенно для 10 ведущих регионов, таких как Челябинск, Новосибирск, Санкт-Петербург и их партнёров из сформировавшегося клуба инвесторов РСПП. Важную роль здесь играет поддержка со стороны РЭЦ и ЕЭК, а также пересмотр множества технических регламентов, принятых ещё в нулевые годы.
Отдельная задача — синхронизация развития глобальных цифровых платформ с региональным потребительским рынком. Здесь важно опираться на диалог с Торгово-промышленной палатой (ТПП), которая имеет представительства в каждом регионе.
ТПП также должны оказать региональным властям поддержку по внешнеэкономическим связям. В принципе тут тоже не должно быть разнобоя в экспорте, но допустим поиск лучших практик в создании новых цепочек поставок по параллельному импорту